<<Жизнь не чёрно-белая>>. Heineken учит Pepsi, как правильно делать политическую рекламу

Анастасия Аринушкина Анастасия Аринушкина

Heineken снял рекламу пива. Нет, в этой рекламе нет брутальных мужиков в кожаных куртках на мотоцикле, которые чокаются бутылками, разливая вокруг пену, и ведут <<настоящие мужские разговоры>>. У Heineken пиво появляется только в конце четырёхминутного видео под названием <<Открой твой мир>>. После рекламного провала Pepsi компания показывает, как нужно правильно говорить об острых общественных вопросах. Ну и рекламировать пиво, конечно.

На официальном канале Heineken рекламный ролик #OpenYourWorld появился ещё 20 апреля, но медиа обратили на него внимание совсем недавно. И мгновенно окрестили как противоядие неудачному политическому посылу рекламы Pepsi, которая появилась в начале апреля и сразу разгневала весь интернет.

По сути, реклама Heineken представляет собой социальный эксперимент, в котором участвуют три пары людей с противоположными точками зрения, притом сначала они об этом не знают. В парах есть феминистка и мужчина-сексист, гомофоб и трансгендер, человек, который занимается вопросами изменения климата, и тот, который отрицает их важность. Как пишет издание Mashable, как раз эти конфликты сейчас наиболее остры в британском обществе.

В начале участники говорят на камеру о своих взглядах. Бритый мужчина в деловом костюме считает, что мужчины и женщины не равны и место последних, видимо, стоять у плиты:

Я бы описал свои политические взгляды как <<новые правые>>. Сегодня феминизм — это ненависть к мужчинам. Женщины должны помнить, что вы нужны нам, чтобы рожать наших детей.

Коротко стриженная девушка в футболке явно не разделяет его мнение:

Я бы сказала, что я левая. Я бы описала себя как стопроцентную феминистку. Могла бы я подружиться с кем-то, кто говорит, что место женщины — сидеть дома? Эм?

Но пока они об этом не знают — равно как и другие пары. Они встречаются в неком индустриальном помещении, где им предстоит выполнить различные задания по тимбилдингу. Сначала люди по инструкции должны собрать стулья. При этом в рекламе показано, что каждый пытается помочь другому.

— Хей, кажется у меня твоя инструкция!
— Да, похоже на то.
— Ну я эксперт в том, чтобы собирать мебель, если у тебя возникнут проблемы, просто смотри на меня.

<<Давай я помогу тебе>>. — <<Да тут нужно совсем немного>>

Затем наступает этап <<Вопросы и ответы>>: участникам нужно описать себя пятью прилагательными и назвать три качества, которые объединяют их с собеседником:

Мы оба мужчины, мы уверены в себе, и мы оба громко разговариваем.

Мы знаем друг друга лучше, чем должны знать люди, знакомые 10 минут.

— Мне кажется, ты раньше была в армии или что-то такое?
— Бывшая… Бывшая военная? Эм, да.
— Если ты бывшая военная, то я уже горжусь тобой.

<<Ты будто светишься изнутри, понимаешь, что я имею в виду? У тебя очень классная аура>>

На третьем этапе участникам нужно совместно построить барную стойку из частей, которые хаотично разбросаны по помещению. Они также находят бутылки Heineken (да, на третьей минуте рекламы становится, наконец, понятно, что это вообще-то реклама пива) и ставят их на специально отмеченные места на стойке.

Теперь голос из громкоговорителя просит участников эксперимента встать и посмотреть видео, где их собеседник рассказывает на камеру о своих политических представлениях. Теперь всем нужно решить, хотят ли они поговорить за бутылкой пива со своим идеологическим оппонентом или же уйти. Все три пары остаются.

— Я воспитывался с мыслью о том, что всё чёрное и белое. Но жизнь не чёрно-белая.
— Да, я это просто я.

Вмажь по патриархату!

Я дам тебе свой номер, а ты мне — свой, будем поддерживать контакт. Мне нужно будет сказать моей девушке, что я переписываюсь с другой девушкой, она, наверное, будет расстроена из-за этого, но придётся с этим справиться.

<<Знаешь, даже если ты хочешь убедить людей в своей точке зрения, продуктивно было бы просто сесть и выпить пива>>

На самом деле реклама Heineken также шла по очень скользкому пути. Ага, люди помирились и стали лучшими друзьями, потому что выпили напиток, который как раз рекламируется. И, конечно, в этом им помогли не слишком умные упражнения по тимбилдингу, которые практикуют в любом офисе средней руки. Ну-ну.

На удивление, рекламе Heineken всё-таки удаётся убедить зрителя в своей искренности. Мы, конечно, не знаем, за сколько дублей сняли эту рекламу и были ли они вообще, но ролик кажется действительно очень честным и человечным.

Возможно, секрет кроется в том, что создатели рекламы выбрали те проблемы, по которым общество (по крайней мере, в Великобритании) пришло к шаткому компромиссу. И если бы стулья пришлось собирать стороннику и противнику Брексита, то итог мог быть иным. Но у Heineken, кажется, всё получилось. В общем, открой свою душу — открой свой мир.

Снять яркую политическую или социальную рекламу, никого не обидеть и при этом ещё продать свой продукт — это высшей пилотаж. Здесь разбиваются даже маркетинговые гиганты. Например, Zara нарвалась на сильную критику, когда в своей рекламе призвала <<любить свои изгибы>>, имея в виду девушек plus size, но на билбордах почему-то оказались весьма тощие модели.

Правда, в этой сфере есть и удачные примеры. Посмотрите трогательный датский ролик о различиях и сходствах между людьми.