Накануне годовщины «Хрустальной ночи» TKSAG поговорил с молодыми евреями об антисемитизме в России. В ночь с субботы на воскресенье исполняется 75 лет со дня массовых еврейских погромов в нацистской Германии. Сегодня 9 ноября отмечается как Международный день борьбы с фашизмом, расизмом и антисемитизмом.
Полина, 20 лет / сотрудник Еврейского музея и Центра толерантности
Я могу судить только о позиции евреев в современной Москве . Здесь, на мой взгляд, антисемитизма как такового нет. Антисемитизм просто не в моде. То есть сегодня модно дружить с евреями и ненавидеть лиц с югов. Так полагают многие евреи моего поколения. Поэтому вряд ли антисемитизм является одной из основных причин для переезда в Израиль. Есть гораздо более значимые вещи: религия, <<желание свалить>> и деятельность соответствующих идеологических организаций, работающих с молодежью и возбуждающих в них еврейский патриотизм.
В современной Москве евреи могут открыть Еврейский музей, с гордость называть свою фамилию, спокойно рассуждать о еврейской жизни. Думаю, что фокус переместился в сторону лиц кавказской национальности. Так что даже самые ярые русские националисты в своих лозунгах сейчас упоминают не евреев, их больше беспокоит «новый враг Москвы». Не знаю, насколько долго продержится эта ситуация, но совершенно недавно все было иначе.
Миша, 25 лет / фотограф
Лично я антисемитизм наблюдал еще в школе. У нас в классе учился парень по имени Рома Бирман. Его ежедневно унижали, часто провоцировали на конфликт и били. Не могу сказать, что национальность была единственной причиной, скорее, на это также повлиял его слабый характер. Но часто в его сторону можно было услышать <<жид>>, <<еврюга>>.
После развала Советского Союза антисемитизм в России ослаб, но боюсь, что сегодня снова вылезает наружу. Сейчас я не наблюдаю каких-то реальных препятствий для жизни евреев в России, но ситуация меняется не в лучшую сторону. Хорошим примером является недавний <<Русский марш>>: среди врагов, кроме «черных» и «косоглазых», теперь есть «жиды» и «******». На марше звучала вот такая кричалка: «Кто не прыгает, тот хач! Кто не прыгает — тот жид!..», рядом стоящие активно прыгали… Так что, <<положительная>> динамика уже есть, и она может послужить поводом к тому, чтобы русские евреи хорошо подумали насчет репатриации в Израиль.
Анна, 23 года / руководитель Молодежного Клуба <<Цамерет>> в Израильском Культурном Центре
На мой взгляд, евреи как проблема улетучились куда-то в глубину всеобщего подсознания. Если антисемитизм в России и существует, то только как пункт из огромного списка «других людей», которых исконно русский менталитет так и норовит ткнуть мордой в их непохожесть. Но к этому уже все привыкли, а некоторые этого и жаждут (протест никто не отменял).
С антисемитизмом как направленным действием против меня я не сталкивалась. Да, бывало, классе в четвертом меня обзывали жидовкой, но неосознанно ведь, совсем по-детски, без всяких там анализов и рефлексий. Так что я даже не воспринимаю это как антисемитизм. А после – ни разу. Последние два года не только не боюсь публично называть свою национальность, но я даже горжусь ею, так что делаю это с удовольствием. Для меня это способ самоидентификации.
В современной Москве модно быть евреем. Столько программ, грантов, возможностей… Все чаще слышу вопрос: «Ну почему это только для евреев? Это ведь так круто!». Причиной для переезда в Израиль антисемитизм уже давно не является. Эта тенденция в начале 2000-х завершилась. Сейчас – это, опять же, модно, либо – переезд ради переезда (правда, такие люди вскоре понимают, что Израиль не подходит для подобных мотивов), либо – возвращение на Родину.
Александр, 30 лет / руководитель еврейского движения «Шахар»
В современной России антисемитизм существует исключительно на бытовом уровне и не является причиной для репатриации в Израиль. Однако, к моему сожалению, стремительными темпами развивается антисемитизм в Европе, там он прикрывается <<критикой политики Израиля>> и поддерживается многими лево-ориентированными силами. Для некоторых в той же Франции и Скандинавии антисемитизм уже является причиной отъезда в Израиль.
Елена, 21 год / студентка журфака МГУ
У меня достаточно характерная внешность, поэтому я сталкивалась с тем, что мне говорили «нерусским здесь делать нечего» или еще что-нибудь. Одногруппники рассказывали, что во время обсуждения «Венецианского купца» Шекспира на семинаре, там, если помните, по сюжету еврей-ростовщик играет значимую роль, преподаватель сказал: «Ну вот, посмотрите, все евреи такие, посмотрите, кто у нас во власти…». Я не знаю, почему никто тогда на это не отреагировал в университете. Но это, мне кажется, уже серьезно, – когда такие вещи произносит преподаватель с кафедры. Помимо этого я ни с чем серьезным не сталкивалась.
Мне кажется, сейчас проблема не очень актуальна, потому что народ больше возмущают люди других национальностей, например гастарбайтеры из Узбекистана, Таджикистана и люди, которые приезжают из северокавказских республик. Если бы я была здоровым мужиком с кавказской внешностью, проблем у меня было бы гораздо больше. Просто большинство евреев, живущих в России, адаптировались: ведут себя и выглядят точно так же как русские, в отличие от тех же кавказцев, узбеков, таджиков, киргизов.
Хотя, я думаю, что религиозным здесь живется не очень хорошо, потому что не созданы условия для того, чтобы отмечать праздники, соблюдать кашрут и т.д. Нерелигиозным — вполне нормально, вот я живу и все хорошо.
Михаил, 30 лет / директор по развитию ОРТ в России
Дискриминации по отношению к евреям нет, но бытовой антисемитизм никуда не пропал. Антисемитами быть проще, когда евреев можно спокойно отличить, а поскольку уже давно в России живут люди, которые гораздо ярче выделяются, то бытовая ксенофобия резко переключилась с евреев на людей из Кавказа и Средней Азии. Поэтому, несмотря на то, что бытовой антисемитизм остался, активность его не столь высока, как была раньше. Однако если какой-нибудь ксенофобски настроенный человек поймет, что ты еврей, то тебя будут бить так же, как били раньше.
Уровень бытового антисемитизма в России все равно выше, чем в той же Франции. Мне кажется, что необразованный человек просто по определению не очень толерантен. И он верит в какие-то мифы, ему нужен какой-нибудь враг.
Я считаю, что в Москве еврею легче устроиться в жизни, чем не еврею. Куда ни придешь, одни евреи: в крупных компаниях, на руководящих постах. Я немножко утрирую. Я имею в виду, что сейчас еврей, — это, скорее, бонус в том числе при устройстве на работу, чем недостаток.
Однако если еврей появляется где-нибудь в большой политике, особенно, если он становится высоким чиновником, то он делает абсолютно все, чтобы отгородиться от своей национальности, чтобы не дай бог, узнали, что он еврей. Здесь, как мне кажется, причина тоже кроется в бытовом антисемитизме. Эта цензура существует, причем, в первую очередь, это самоцензура. Можно посмотреть на большое количество чиновников, которые всячески скрывают свою национальность, — например, Фрадков или Дворкович. Они делают все, чтобы никто не смогу в них ткнуть пальцем и сказать: «Ты еврей!». Они активно крестятся в церквях, они активно рассказывают о том, что православие — двигатель мира, при этом, если посмотреть их рани речи, таких посылов не было. Мне кажется, это свидетельствует о том, что народ внутренне боится.