Куда развернется бюджетный маневр?
Бюджетные расходы придется сокращать – доходов все меньше. Об этом уже высказались и президент Владимир Путин, и министр финансов Антон Силуанов (на 5% в 2014-2015 годах – «МК»). Вот только ясность не наступила.
Сначала далеко-далеко от от Москвы, во Владивостоке, отвечая на невинный вопрос о том, нельзя ли выплачивать денежную компенсацию молодым семьям, не пользующимся детскими садами, Владимир Путин дал неожиданно развернутый ответ, который не прибавил ему популярности: <<Конечно, это было бы хорошо. Это вопрос только бюджетных ограничений>>. Президент был бы <<счастлив>> обеспечить всех таким пособием. Но в настоящее время “мировая экономика припала, и наша за ней присаживается>>, а <<это означает, что поскольку она не растет такими темпами, которые мы ожидали, не будет, соответственно, и доходов, которые мы ожидали. А мы уже программы нарисовали. А мы уже, исходя из предполагаемого ранее роста экономики, наметили расходы бюджета. И что теперь?>>. Вопрос отнюдь не риторический.
Ссылка на «припадание» мировой экономики – неудачная операция прикрытия. Американская экономика во втором квартале 2013 года выросла на 2,5%, в том же квартале экономика еврозоны впервые за почти полтора года приподнялась на 0,3%. В августе китайская промышленность ускорилась до рекордных за 16 месяцев темпов, бразильский ВВП во II квартале продемонстрировал лучшие показатели с января 2011 года. В России же ситуация развивается по формуле, приписываемой Владиславу Суркову, – «около ноля». Именно замедление экономики и заставило президента дать добро на сокращение бюджетных расходов.
Суть в том, что российская экономика находится в принципиально новой ситуации. Ее отличительная черта – безнадежность. В кризис 2009 года государство, рассчитывая на светлое будущее, выполняло социальные обязательства и даже индексировало пенсии. Теперь кризис еще не вернулся, а бюджет, ни на что не надеясь, уже готовят к секвестру. Это значит, во-первых, что бюджет неадекватен. Его рисовали в розовых очках, но они вдребезги разбиты – на российскую экономику уже не действует допинг высоких цен на нефть, а чтобы найти новые драйверы, требуется время. Во-вторых, решение начать сокращать бюджет – это признание в том, что власть не знает, когда справится с задачей обновления экономической модели, и справится ли вообще.
Теперь главный вопрос – как сокращать? Владимир Путин 4 сентября выступил против механического секвестра. «Секвестр – это грубое урезание всех расходов без исключения на определенную величину вне зависимости от приоритетов. Такой ситуации у нас нет», заявил президент в интервью «Первому каналу» и Ассошиэйтед Пресс. 5 сентября последовало заявление министра финансов Антона Силуанова: «Мы предлагаем сократить расходы на 5% практически по всем без исключения министерствам и ведомствам. Такой единый подход позволит собрать пул средств, который потом будет направлен на приоритеты, которые определит правительство в ближайшее время».
Формально президент против секвестра, министр финансов за. Но президент говорит о приоритетах, министр финансов предлагает за счет урезания всех расходов сформировать засадный полк и бросить его на приоритетные направления. У министра все по канонам военного искусства: выравнивание линии фронта, направление главного удара, вот только принятие решений вряд ли будут проходить в фронтовом темпе, забрать у Минфина всегда получается гораздо быстрее, чем отдать.
Если уж маневрировать расходами, то цель должна быть поставлена с самого начала. И это, конечно, не просто подгонка расходов под усохшие доходы – штопка тришкина кафтана бессмысленна. Научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич призывает не идти «против мировых тенденций». А они, по его мнению, таковы: «Для поддержки роста полезно увеличить инвестиции в инфраструктуру и человеческий капитал — образование и здравоохранение. Нейтральны или вредны для роста социальные расходы, расходы на оборону”.
Соответствующие этому принципу предложения содержатся в докладе экспертов Высшей школы экономики и Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ. Минфин уже добился экономии за счет переноса расходов по госпрограмме вооружений-2020 на 2017-2018 годы экономии в ближайшие три года почти 253 миллиарда рублей. Эксперты при поддержке Минфина предлагают развить успех и сократить расходы Минобороны только на центральный аппарат на 10%, на впечатляющую сумму – не менее 1,2 миллиарда рублей.
Если бюджетный маневр удастся провести по формуле Гурвича, можно решить сразу две задачи. Привести бюджетные расходы в соответствие с его доходами и поддержать этими расходами будущую эволюцию экономики (и общества в целом) в состояние, в большей мере отвечающее современным требованиям. Тогда вернется надежда.