Россияне сократили траты впервые с кризиса, больше всего в Москве

TKSAG TKSAG

В последние три месяца минувшего года россияне впервые с кризисного 2008-го сократили свои повседневные расходы. Предновогодние траты жителей России с учетом инфляции упали на 5% по сравнению с декабрем 2012 года. Наиболее «тоскливая» ситуация с расходами в декабре наблюдалась в Москве и у потребителей со средним уровнем доходов.

<<На протяжении всего четвертого квартала (т. е. три месяца подряд) мы имеем дело со стагнацией номинальных и снижением реальных повседневных расходов россиян. Такая ситуация наблюдается впервые за весь период наблюдений Ромир с 2008 года>>, — говорится в исследовании холдинга <<Ромир>> под названием <<Тощий Дед Мороз>>.

Еще в 3 квартале прошлого года расходы россиян (с поправкой на инфляцию) росли. За 3 квартал этот показатель составлял 8%, в первом полугодии 2013-го квартальные темпы роста фиксировались на уровне 13-14%. То есть тренд изменился под конец года.

<<К большому сожалению, мы должны констатировать, что снижение потребительской активности, наблюдаемое на других рынках с начала–середины 2013 года, к концу года докатилось и до рынков товаров повседневного спроса. А продуктовые рынки вообще ушли в глубокий минус… Сегодня мы должны зафиксировать развертывание как минимум среднесрочного негативного тренда на рынке товаров повседневного спроса>>, — пришли к выводу в <<Ромире>>, отметив, что россияне сократили расходы на продукты, но увеличили траты на непродовольственные товары первой необходимости.

Среди городов, где дела с расходами обстоят хуже всего, лидирует Москва. В столице реальные траты в декабре 2013 сократились на 9% к уровню декабря 2012.   Также плохо обстоят дела у группы потребителей, обладающих средними доходами. Повседневные расходы у таких людей снизились на 12% с учетом инфляции.

Ранее о том, что россияне начали экономить, сообщал ритейлер <<Магнит>>. У компании снизилась выручка, и ее руководство объяснило это тем, что россияне стали делать меньше покупок.

«Мы отмечаем явный тренд на переориентацию покупателей в сторону товаров в более низком ценовом сегменте», — говорилось в сообщении «Магнита». Переход на более дешевые товары характерен для всех товарных категорий и социальных групп потребителей, подчеркивал тогда ритейлер.

Сообщения о том, что россияне затянули пояса, идут на фоне разговоров о высокой закредитованности жителей страны, грядущем кризисе и сокращении бюджетных расходов. Согласно последним данным, россияне к концу 2013 года набрали кредитов более чем на 10 трлн рублей и ежемесячно тратят от 30% своих доходов на их погашение.