Этим летом моя семья впервые за почти 15 лет отдохнула у теплого моря без покупки «тура». Решение отдохнуть самостоятельно, или, как говорили в СССР, «дикарями», было принято еще весной, задолго до краха ведущих туроператоров. Но уже тогда, не обладая никакими провидческими способностями и познаниями в экономике, я подумал, что крах этот будет неизбежен, как восход солнца, и вполне заслужен этими магнатами пластиковых лежаков. И сейчас с удовольствием готов написать на стенах их офисов продаж: «Руинами вашего турбизнеса полностью удовлетворен!»
«У турков монополия»
Итак, весной я начал поиск подходящего варианта. Рассматривались традиционные маршруты – Турция, Греция, Испания. Требования были простые – песчаный пляж, питание по системе «все включено», один семейный или два стандартных номера /семья многодетная/ и перелет авиакомпаниями «Аэрофлот» или «Трансаэро». Однако цена такой поездки на 21 день в отелях не ниже четырех «звезд» начиналась от 460 тысяч рублей! Таких денег просто не было. А даже если бы и были, все равно рука бы не поднялась платить полмиллиона за обычную турецкую гостиницу с салатами из макарон. Ладно бы речь шла о каких-то «шестизвездочных» отелях в ОАЭ, о золотых унитазах и прочей сказочной роскоши которых слагают легенды. Но тут-то за что?!
С чего вдруг рядовой отель в Турции вдруг стал стоить в два с лишним раза дороже, чем год назад? Хотя и год назад было не дешево.
«Менеджеры по продажам» объясняли, что турки решили поднять цены, поскольку постреволюционные Египет и Тунис перестали пользоваться спросом у нашего среднего класса.
— Вот вы в Египет, конечно, не хотите? – говорили они мне.
— Не хочу. Я с детьми еду, мне приключения ни к чему, – отвечал я.
— Ну вот, у турков теперь монополия, они цены и подняли, — объясняли мне экономически грамотные клерки.
Кто на самом деле устроил аттракцион неслыханной жадности — наши туроператоры или их партнеры, не знаю. Мне, в общем, безразлично. Даже если и турецкие хотельеры взвинтили цены, то виноваты все равно наши туроператоры, это они должны были договариваться о приемлемых ценах. Но за последние двадцать лет наши туроператоры усвоили манеру своих младших коллег с российского и украинского черноморского побережья. Тамошние владельцы грязных халуп, хлевов и курятников убеждены, что пляж их все равно прокормит и глупые курортники будут платить им независимо от условий проживания – к морю все равно приедут, «никуда с подводной лодки не денутся»…
Так вот, не будучи экономистом, рискну предположить, что именно цены нынешнего сезона и стали той соломинкой, что переломила спину верблюду отечественного турбизнеса.
Годами они плевали нам в лицо. Вы только вспомните, сколько раз надо было звонить и напомнить поганому клерку турфирмы, чтобы он наконец прислали вам по электронной почте варианты «тура». Вы вспомните их наглые контракты, куда и поправки вносить нельзя, по которым туроператор не нес никакой ответственности. Ни за авиаперевозчика, и вообще мог заменить рейс «Аэрофлота» на любые «Мухосранск-авиа» или «Дерьмовые авиалинии». Ни за то, что показывал вам в буклетах, и вообще мог поселить в любом отеле по своему выбору, и плевать, что вы там так нервно выбирали, смотрели отзывы, спорили с горячо любимой женой и оплатили в конце концов. Ни за ваше здоровье. Хоть один туроператор заплатил за отравления, травмы? Чем помогали туристам их гиды? Урегулировать конфликт с администраций отеля? Как бы не так. Лишь заманивали в магазины сувениров, кож и дубленок.
Несколько лет назад, когда я отдыхал в Египте, умер мой отец. Гид в отеле палец о палец не ударил, чтобы помочь мне вылететь в Москву. А сложность была в том, что в аэропорту даже авиакасс не было – одни чартеры летали. То есть в критической ситуации туроператор просто бросал свих клиентов.
Кстати. Тогда же я убедился в абсолютной бессмысленности страхования поездок. Я, знаете ли, считал себя человеком неглупым и практическим. Поэтому обязательно страховал поездку. Ведь вдруг кто-то заболеет, отдых сорвется, а деньги немалые. Так вот, среди прочего страховка предусматривала бесплатное возвращение домой в случае смерти близкого родственника. Так было в полисе указано. Но когда отец умер, то выяснилось, что это нестраховой случай. Как? А очень просто. У страховой компании были еще и правила страхования, помимо напечатанных в полисе и с которыми никто клиентов не знакомил. И согласно этим правилам, смерть от хронической болезни не является страховым случаем. Более того, даже если эта болезнь не была диагностирована – все равно не является. И самоубийство не является. Разве только убийство. Да и отказ в визе, как мне растолковали потом юристы, могут вполне подвести под «форс-мажор» — решение-то принял орган власти. И эти самые страховки нам впаривали туроператоры.
А еще документы, путевки-ваучеры нельзя было получить ранее чем за сутки до выезда. А бывало, что их курьеры просто теряли документы. А еще их привозили прямо в аэропорт, где обнаруживались опечатки в написании фамилий и номеров паспортов, и приходилось долго и нервно выяснять отношения с авиакомпанией во время регистрации на рейс…
В общем, услуги туроператоров были столь хороши, что временами я писал в соцсетях, что не худо было бы запретить их деятельность законодательно, наряду с кражей со взломом.
Однако ежики плакали, давились, но продолжали грызть кактус, то есть пользоваться услугами туроператоров. Почему? Да потому что казалось, так проще. Главное, надежнее. Ну что ты будешь делать с детьми в одной руке и чемоданами, рюкзаками в другой в чужой стране, без языка, если что-то пойдет не так? А тут вроде встречают, привозят, селят. Ну, бывает с опозданиями на два-три часа. А зато проблема питания решена, а так — где детей кормить? Да провались оно… И шли покупать «тур»…
Но вот случилось так, что «тур» оказался не по карману. Что делать?
Друзья подсказали – отдых в Болгарии. Дешево. И без всяких отелей. Не нужны они, снимаешь апартаменты. А питание? Можно самим готовить, кухня есть. Можно в кафе – их там немерено.
Я рискнул.
На сайте
Визы оформить можно самому, а можно поручить турагентству. Авиабилеты на чартерные рейсы продают только туроператоры. Чартеры дешевле, но регулярные рейсы надежнее.
Картинки на сайте бронирования оказались подлинными. Три комнаты, санузел, полностью оборудованная кухня, даже рюмки и бокалы под все виды напитков — под водку, коньяк, вино, пиво и даже два нарядных бокала под шампанское. Плита. Микроволновка. Холодильник. Кондиционер. Два телевизора, музыкальный центр. Стиральная машина. В качестве приятного сюрприза – каждые два дня бесплатно приходит уборщица. И бесплатный вай-фай. Понимаете, вай-фай в своей кровати, а не в лобби отеля. Все удовольствие – 50 000 руб за 21 день.
Из аэропорта и в аэропорт на такси – по 20 евро. Говорят, я за него переплатил, надо было поторговаться.
Пляж, как и обещано – пять минут ходьбы. Чистейшее море, дети на пляже сачком для бабочек рыбок и креветок ловили. Не для еды, это просто показатель чистоты воды. А с едой так. Рядом с домом рынок, цены на мясо, овощи и фрукты – в два раза ниже, чем в Москве. Обед в кафе. Болгарские кафе – это нечто особенное. Даже не помню, где и когда нас так «облизывали». Может, лет двадцать пять назад, когда в Москве открывались первые кооперативные рестораны… Кафе конкурируют между собой и придумывают разные «фишки». В одном – детям бесплатно мороженное, в другом – конфеты, в третьем – мужчине рюмка ликера или ракии за счет заведения. Мелочи, но как же приятно. И цены: на 6 человек /трое маленьких детей, один подросток и двое взрослых/ полный обед с бутылкой сухого вина – 1200 рублей. И по-русски отлично понимают. И никакого шипения в спину в связи с политической обстановкой не было.
И еще чувствуешь себя свободным. Не надо по свистку вскакивать с пляжа и бежать в номер, торопливо мыться, чтобы успеть занять столик в столовой отеля…
Оказалось, можно отдыхать с детьми и без системы «все включено», и без туроператоров. И дешевле. Гораздо.
А когда я вернулся, то узнал, что еще несколько моих знакомых, завсегдатаев турецких отелей, ознакомившись с ценами от туроператоров, отправились этим летом в отпуск самостоятельно. Кто на машине путешествует, кто как мы – с помощью интернета самостоятельно бронирует комнаты.
А туроператоры нам без надобности. Что они делают? Переводят наши деньги зарубежным отелям? Так с этим и банки справятся. Что они продают? Какие услуги? Воздух!
Более того, они вредны. Именно они развратили и хотельеров, и авиаперевозчиков, приучив к тому, что клиенты у них будут вне зависимости от качества услуг. Между прочим, я бывал в Турции и на Кипре лет …цать назад, еще до расцвета отечественного турбизнеса. Помню, тогда в отелях были не столовые, а рестораны, и официанты приносили еду, а горничные убирали номера, портье были сама любезность. Как и стюардессы.
Очень хочется, чтобы волна разорений туроператоров катилась и дальше. Чтобы полностью. В дым. Дотла. Чтобы от отрасли в ее нынешнем виде не осталось ничего, только пугающие воспоминания. А мы без них обойдемся. Как говаривал один литературный герой: «У меня есть все основания считать, что с вашим делом я справлюсь и без вас».