Реформа образования: 7 триллионов на школы без Пушкина

TKSAG TKSAG

A._S._Pushkin__avtoportret_1829Власти решили выделить 7 трлн рублей на новую стратегию развития образования в России. Предполагается, что эти деньги, рассчитанные на восемь лет, пойдут на ремонт школ и детсадов, их “модернизацию” (кажется, это слово уже совсем потеряло всякий смысл), а также на формирование “системы непрерывного профессионального образования”. Пока Минобразования публикует свои стратегии, учителя проводят съезды и пытаются обратить внимание тех, кто пишет планы по реформе на свое мнение,  школьники теряются в магазинных полках, забитых пособиями для подготовки к ЕГЭ. Главным образом тревогу бьют преподаватели русского языка и литературы: согласно идеям чиновников, именно эти, ключевые предметы в школьном образовании, в ближайшем времени будут объеденены в один, а, возможно, даже исключены из списка обязательных для изучения.

Предложения Минобра поддерживают и родители учеников.

“Господа, мне, учителю литературы, родители объясняют, что их детям литература не нужна. Они-де технари…выделяют 2-3 часа на этот предмет, который родители изучали в течение 5 часов”, — говорит учитель литературы Римма Зандман.

Но бывший министр образования, а ныне — советник президента — на этом не останавливается. Кроме того, что учителей с каждым годом все больше и больше нагружают бюрократической бумажной работой, предлагают выходить на субботники, сокращают часы на преподавание, но требуют подготовить школьников к сдаче ЕГЭ, в этом сезоне преподаватели словесности столкнулись с еще одной задачей, “спущенной” от самого президента. До сентября им поручено придумать “cписок Путина» — перечень из 100 книг, которые отныне должен будет прочитать каждый школьник ( тому учителю, кто составит понравившийся Минобру список обещают 2 млн рублей премии.)

Между тем, деньги и цели у Минобра есть. 7 трлн на восемь лет — повысит “количество граждан” ( а не число ли?), пишут в Минобре, “охваченных школьным образованием”. Вузовскую сеть, по проекту, ждет масштабная “оптимизация”, в результате которой все вузы поделят на группы по специфике.

“В итоге реализации госпрограммы улучшатся результаты российских школьников по итогам международных исследований качества общего образования, повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг. Ожидается, что совокупный объем затрат на сферу образования по отношению к ВВП увеличится с 5,4% до 6,5%; повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров; будут обеспечены потребности экономики страны в кадрах высокой квалификации; увеличится количество вузов РФ в первой полутысяче в наиболее признаваемых рейтингах мировых университетов”, — уверены в министерстве.

Однако сами учителя относятся к будущему образования с наименьшим оптимизмом.

“В Питере слиты кафедры всей литературы и лингвистики и недобор. В провинциальных университетах то же самое. Кое-как держится Москва, но люди идут на наши факультеты, чтобы просто получить образование, а не за тем, чтобы потом стать рабами, с которыми не считается никто. Если не удастся переломить ситуацию, то в ШКОЛЕ БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ БУДЕТ ЛИТЕРАТУРЫ, А РУССКИЙ ЯЗЫК БУДЕТ ТОЛЬКО ДЛЯ ЕГЭ, Прошу “оптимистов”, которые считают, что таким образом будут спасены оба предмета, мне об этом не писать. И последнее: Фурсенко больше не министр – он советник президента по образованию. Ну, что будем делать, господа филологи и прочая интеллигенция?”, — пишет  Зандман. “Ребята, выпускники, вы окончили школу, но где и на каком языке будут учиться ваши младшие братья и сёстры? Ваши дети? Или на вас все закончилось?”