Сегодня мы знаем о дистанционном образовании гораздо больше, чем еще год назад: все эти месяцы мир усиленно тестировал удалённый формат обучения, отмечая его плюсы и минусы. Однако в университетском образовании дистанционка — не новинка, а давно и успешно освоенный метод. TKSAG расспросил студенток Высшей школы «Среда обучения», которая с 2003 года обучает онлайн дизайну и дизайну интерьеров, психологии, современному искусству, фотографии и кино, о том, как проходит обучение и всем ли оно подходит.
Александра, 38 лет, Санкт-Петербург
Мама троих дочерей, 15 лет работала в сбыте и маркетинге, теперь играет на бирже и начинает карьеру психолога
Профессию психолога я мечтала получить ещё со школы, но по настоянию родителей выбрала факультет экономики. Однажды мы с подругой завели откровенный разговор о том, как не совпали ожидания от жизни и реальность, и, выслушав мои сетования, она спросила: «А что тебе сейчас мешает пойти и поступить на факультет психологии?» И я подумала: «А действительно!» И в тот же вечер отправилась в Интернет искать себе институт.
Я мать троих детей, поэтому сразу отмела варианты с заочным и вечерним отделениями. Сначала я рассматривала дистанционное обучение в другом вузе, но там было много компромиссных моментов и вдобавок не набиралась группа. Со второй попытки я обнаружила двухгодичную программу профессиональной переподготовки на факультете психологии в Высшей школе «Среда обучения», которая реализуется в партнерстве с Московским институтом психоанализа. Отправила заявку, мне быстро перезвонили из Приемной комиссии, уточнили все моменты, и я убедилась: это то, что мне надо.
До этого я училась на многих курсах, у меня стопка «маленьких» дипломов: по преподаванию английского, медиации, финансовому инвестированию. Кроме того, до получения первого высшего образования я училась в английской школе в Выборге. Эта школа, которая даже была названа лучшей школой России, славится своей экспериментальной программой: например, там старшеклассники могут выбирать предметы самостоятельно. Можно сказать, я была избалована разными интересными форматами обучения, моя школа изначально задала высокий стандарт и была для меня эталоном. Сейчас я могу сказать, что обучение в «Среде» к нему максимально близко — я заканчиваю свой курс с ощущением, что я не ошиблась в выборе.
На курсе две группы — утренняя и вечерняя. Я выбрала утреннюю, хотя был период, когда я в третьем семестре на какое-то время выходила на работу. Тогда мне пришлось перейти в вечернюю группу, и начались проблемы с совмещением моей материнской роли, учебы и работы. Но спустя время я работу оставила, вернулась в утреннюю группу — и всё пошло как по маслу.
Я встаю рано, отвожу детей в школы и садики и к 9:00 сажусь слушать лекции, а после изучаю дополнительные материалы по теме: читаю статьи, смотрю вебинары. Потом я забираю детей, развожу их по кружкам, и у меня появляется еще пара часов свободного времени. Поначалу я их просто дожидалась, но с третьего семестра время, когда дети пристроены во второй половине дня, начала использовать для того, чтобы консультировать. Обучение на факультете психологии в «Среде обучения» открывает двери для профессионального развития, например — дает возможность вступать и обучаться в профессиональных сообществах, углублять специализацию. У меня есть несколько бесплатных клиентов для сдачи экзамена по когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и несколько уже настоящих платных в терапии, где я применяю не только методы КПТ, но и психодиагностику. Это результат смелой инициативы — я в инстаграме дала рекламу, и ко мне пришло несколько человек чисто на диагностику, я успела попрактиковаться по предмету углубленно и почувствовала, насколько это мощный инструмент. Ну и денег немного заработала. Но сейчас я усиленно готовлюсь к госэкзаменам в «Среде обучения» и новых клиентов не ищу и не беру.
От семестра к семестру схема обучения трансформировалась. В первом семестре было всего четыре предмета, и мы даже менялись с вечерней группой, потому что у нас были разные преподаватели, и я успевала послушать лекцию на одну и ту же тему дважды от разных специалистов, было очень интересно. Во втором семестре нагрузка возросла, и моя жажда знаний немного снизилась. Например, такой предмет, как гештальт-терапия, меня изначально не очень интересовал, я понимала, что заниматься этим не буду, и просто сдавала его, чтобы идти по программе дальше и не тратить ресурс, сэкономив его на то, что интересно и будет полезно в работе. Потому что, если предмет нужный, по нему в системе «Среды обучения» можно гибко регулировать глубину уровня подготовки. Так у меня как раз получилось с КПТ: я сразу поняла, что это моё, что я хочу в этом разобраться и работать.
Подбор преподавателей мне очень понравился, нет ни одного голого теоретика, все очень востребованы в профессии, и это, конечно, само по себе супермотивация. То, что лекция-вебинар идет в реальном времени, можно сказать, формирует занятие под запрос группы. Участвовать в дискуссии гораздо полезнее и интереснее, чем смотреть в записи, как преподаватель читает по бумажке.
Каждую неделю нам давали новые методы, и я набрала добровольцев из знакомых, на которых эти методы отрабатывала. Таким образом мне удалось очень хорошо усвоить материал. Для меня было важно не копить хвосты, сдавать всё сразу. Мне удалось взять правильный ритм, только один раз мне вернули работу на переделку.
Самое главное — не запускать процесс. Если немного отстаешь, можно смотреть в записи, но только не выпадать из потока и настроения. И ещё я очень благодарна нашему куратору, она держала руку на пульсе, как-то улавливала, когда мы уставали или приунывали, собирала общие собрания и находила очень правильные слова, чтобы вернуть нам боевой дух.
У нас на курсе образовалось классное сообщество, огромное, более 100 человек. Все быстро перезнакомились онлайн, а потом проходили общую практику в Москве, так что теперь у нас настоящее комьюнити единомышленников и экспертов, и это тоже очень большой фактор вовлечения в учебу. Такое комьюнити, мне кажется, есть не у любого очного факультета — в нашем чате в любое время дня и ночи можно получить поддержку, человеческую и профессиональную.
По получении диплома я планирую работать сама на себя. Моя профессия предполагает систематическое повышение квалификации. Сейчас я получу диплом о профессиональной переподготовке, вскоре закрою супервизию по КПТ и уже поглядываю на других фаворитов, которые у меня выявились за время обучения, — это психодрама, семейно-системная терапия, а ещё я брала в «Среде» дополнительные курсы, например по сексологии. Лето отдохну и буду дальше углубляться в психологию.
Дарья, 25 лет, Ноябрьск (ЯНАО)
Экономист по первому образованию, совмещает обучение на дизайнера интерьеров с основной работой в нефтегазовой сфере
Когда я получала первое высшее образование, первые два курса у меня были полностью дистанционные, а на третьем и четвертом я уже ездила на сессии в Екатеринбург, так что опыт удалённой учебы у меня был, и вполне успешный, никаких предубеждений о такой форме обучения я не имела.
То, что я решила пойти учиться в «Среду обучения» на дизайнера интерьеров, — стечение обстоятельств. Я покупала себе квартиру. В нашем городе не особенно большой выбор недвижимости и все планировки типовые, а мне, во-первых, хотелось чего-то необычного, а во-вторых — единственный вариант, который по совпадению всех параметров нас с мужем устроил, оказался довольно странным: квартира с кучей углов и эркеров, такая, что на первый взгляд вообще было непонятно, что там можно сделать. Но я такой человек, что если стараюсь разобраться, то очень серьёзно погружаюсь в тему. В нашем городе дизайн интерьеров не очень развит, обращаться не к кому, и вот я решила сама стать таким специалистом.
В дизайне интерьеров много самоучек, много людей, которые собственными методами работы с информацией, своей насмотренностью добиваются больших успехов, но такой подход не всегда может быть верным. В этой профессии прирождённых гениев — единицы, и не стоит рассчитывать на то, что ты один из них. Должна быть система.
Я решила, что, пока не разберусь в вопросе досконально, я не буду работать как дизайнер. Люди, которые платят за дизайн интерьеров и доверяют этот вопрос специалисту, заслуживают, чтобы человек был компетентен и не допускал роковых ошибок. Такие ошибки люди могут сделать и сами, без оплачиваемых помощников.
Лекции в прямом эфире — это огромный плюс обучения в «Среде», хотя я не всегда так думала. Мне казалось, что удобнее в записи: промотала, куда тебе нужно, на ускоренном всё посмотрела — и отлично. Но в «Среде обучения» — «живые» вебинары, и я убедилась, что только в таком формате преподаватель может выступать для тебя наставником. Например, когда ты в тупике, преподаватель тебя слушает, и вы вместе с ним находите новое решение — со мной такое было на курсе по предметному дизайну. Это мощная мотивация. Преподаватель становится настоящим гуру, он тащит тебя через всё то, что он сам нарабатывал годами.
Многие заводят друзей в студенческие годы, и дистанционная учеба этому совсем не мешает. Не скажу, что со всеми своими однокашниками я общаюсь плотно, но есть люди, с которыми мы будем идти дальше по жизни. На своём потоке я нашла человека, с которым мы вдвоём планируем запускать бизнес.
Квалификации, которую я получаю с дипломом, достаточно, чтобы найти хорошую работу. У нас есть все необходимые навыки, знание программ, ГОСТов, СНИПов, эргономики, композиции — эту базу, разумеется, можно дальше наращивать, но, чтобы брать заказы, этого вполне достаточно. У нас был очень серьёзный блок знаний по финансовой стороне работы дизайнера интерьеров. Нас научили правильно адаптировать договоры и находить подводные камни, о которые мог бы запнуться даже опытный юрист, это просто супернавык.
Мой опыт показывает, что онлайн-обучение мало чем отличается от «традиционного». Однако могу предположить, что люди, которым оно не подходит, существуют — это те, кто не мотивирован, кому неинтересно, и тут дело даже не в онлайне, а в том, что если человек не хочет учиться, то его хоть куда отправь. А тот, кто хочет получить навыки, он из дистанционки выжмет даже больше.
Главный мой совет тем, кто собирается учиться дистанционно, — определитесь со своим временем, трезво поймите, сколько часов в день вы готовы уделять своему обучению и как далеко вы готовы зайти, чтобы добиться желаемого. Потому что приходишь на интересе, а потом пашешь на силе воли. У меня был специальный ежедневник, куда я всё очень подробно записывала и заранее планировала все учебные дела. Так что у меня получилось совмещать учебу с основной работой, и даже без долгов, за что спасибо атмосфере «Среды»: тебя никогда не оставят. Но надо понимать: какими бы классными ни были преподаватели, как бы идеально ни была налажена система самой школы, 90 процентов успеха — это дело самого учащегося. Нужно быть полностью уверенным, что тебе это надо, и тогда всё сложится отлично.