В отношении ситуации с Крымом политологи прогнозируют три сценария:
— Крым остается в составе Украины;
— Крым становится субъектом РФ;
— Крым становится частично признанным государством (независимость Крыма признают только некоторые государства).
В данной статье хотелось бы рассмотреть вопрос о юридическом аспекте крымского вопроса, касающегося права Крыма выйти из состава Украины и войти в состав Российской Федерации.
Итак, начнем с российского права. Согласно пункту 2 статьи 65 Конституции РФ принятие в состав РФ нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Такой закон существует и в нем регламентирован следующий порядок: принятие в состав РФ в качестве нового субъекта части иностранного государства осуществляется по взаимному согласию РФ и данного иностранного государства с помощью заключения договора (пункт 2 статьи 4 закона от 17.12.2001 N 6-ФКЗ.
Теперь коснемся права международного. Устав ООН (Организации Объединенных Наций, в состав которой входит Россия и Украина) устанавливает цель деятельности ООН — развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов (пункт 2 статьи 1 Устава).
Что же включает в себя термин право на самоопределения народа? Право народа на самоопределение – это его право на самосознание, самобытность, самостоятельность и право на собственный язык, политические, экономические и другие свободы. Право народа на самоопределение осуществляется с помощью создания народом независимого государства или свободного присоединения народа к независимому государству (Данное положение закреплено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между от 24 октября 1970 г., далее «декларация».
Правда в вышеуказанной декларации имеется важная оговорка о том, что использование права народа на самоопределение не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к нарушению территориальной целостности независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов.
Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод, что любой народ имеет право на создание собственного государства или вхождение в другое государство, если народ что-то чрезвычайно не устраивает в государстве, в котором он живет, при условии, что государство ничего не делает для соблюдения равноправия разгневанного народа и нарушает какие-нибудь важные для народа права (например, право на родной язык, право на политические свободы), а особенно право на самоопределение.
Теперь проецируем данные положения на ситуацию с Крымом. Допустим, народ Крыма мечтает самоопределиться и его права на Украине нарушаются. Поэтому он принимает решение о проведение референдума о присоединении к РФ. Соответствуют ли данные действия Крыма положениям декларации? Вопрос очень спорный. Нельзя стопроцентно сказать да или нет. Ведь нарушение право народа на самоопределение – это оценочное понятие, которое всегда больше политическое, а не юридическое.
Данная статья является попыткой юридического анализа ситуации. К сожалению, современные реалии таковы, что всегда в межгосударственном международном праве первостепенное значение имеет политический аспект. Нормы международного права и международных договоров трактуются исключительно с политических позиций без каких-либо попыток беспристрастного анализа.