Время выгодных покупок в иностранных интернет-магазинах заканчивается. Минфин предложил обложить их пошлиной в 30% от стоимости, если товар стоит дороже 150 евро. Похоже на заговор крупных игроков вроде Lamoda и Kupi.VIP, лоббирующих принятие закона, чтобы избавиться от нелегальных импортеров. Чем и кому грозит введение пошлины, разбирался TKSAG.
<<У перекупщиков наверняка есть и другие каналы, а вот у массы обычных покупателей, типа меня, очень вероятно будут лишние проблемы. Наши ритейлеры — барыги и спекулянты чистой воды. Я не понимаю, почему в Ламоде я должен платить за те же джинсы или обувь в 3-4 раза дороже, чем они стоят в США. Введут пошлину или нет, я не буду покупать товары в наших магазинах ни при каких условиях,>> — горячится постоянный клиент зарубежных онлайн-магазинов 35-летний Денис Богомолов.
Денис — госслужащий. Сначала на иностранных сайтах он покупал электронику, телефоны, планшеты и фотоаппараты, но в последние полгода вся его семья стала заказывать себе одежду из США.
<<Закупаюсь в среднем 1-2 раза в месяц, в основном в США, поскольку по цене и качеству здесь альтернатив нет. В порог 150 евро никогда не укладываюсь, средняя стоимость покупок $400-500. Моему сыну пять лет, я ему в США покупаю отличные качественные детские вещи и игрушки, за которые можно не бояться в плане санитарных норм и т.п. Здесь же за такие деньги продаётся китайский хлам, который бывает ещё и опасен для здоровья>>, — говорит Денис.
Собеседник TKSAG стал одним из 43,5 тысячи недовольных жителей России, подписавших петицию против введения пошлин на покупки. В бизнес-сообществе о такой возможности говорили еще летом, тогда же на сайте Change.Org появилась петиция, призвавшая помешать планам Минфина. За минувшие сутки заброшенное на несколько месяцев обращение снова привлекло внимание пользователей интернета, сейчас подпись под ним оставляют практически каждые 5 минут.
<<Государство теряет миллиарды>>
Такой ажиотаж не удивителен. По информации Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), которую называют лоббистом поправок, в этом году россияне оставят в иностранных онлайн-магазинах 120 миллиардов рублей. И все мимо кассы российских ритейлеров. Правда, в АКИТ свою озабоченность объясняют не желанием отобрать у иностранных конкурентов прибыль, а беспокойством за российский бюджет.
<<При прогнозируемом объеме рынка трансграничной торговли в 100-120 млрд руб. по итогам этого года и с оценочной долей незаконных предпринимателей на уровне 30-40% от этого объема государство недополучит миллиарды, а возможно, и десятки миллиардов рублей в виде налогов и пошлин>>, — сказано в заявлении исполнительного директора АКИТ Виталия Жигулина, которое есть в распоряжении TKSAG.
Сейчас россияне должны платить таможенные пошлины только тогда, когда посылки на одного человека превышают 1000 евро по стоимости или 31 кг по весу. И хотя в ассоциации уверяют, что новый налог не ударит по карманам обычных покупателей, так как средняя сумма чека россиян в зарубежных магазинах не превышает 100 долларов, у многих остаются сомнения. Чего же все-таки добиваются монополисты?
Покупают как физики, продают как юрики
В состав АКИТ входят сайты La Moda, eBay, Kupi.Vip, Эльдорадо и еще 14 крупнейших интернет-ритейлеров страны. За последние годы интернет-торговля стала многомиллионным бизнесом, ритейлеры входят в список самых крупных онлайн-проектов России по версии Forbes. Cайт Lamoda уже получил рекордные инвестиции в истории российской электронной коммерции — $130 млн (от фирмы Access Industries Леонарда Блаватника). Где же доказательства страдания ритейлеров от перекупщиков? Угнетенного состояния российской интернет-торговли не наблюдает и директор по маркетингу Insales Артем Соколов.
<<Сотни магазинов создаются, я консультирую некоторые из них, спрос настолько выше предложения, что никаких проблем для того, чтобы развиваться и расти, нет>>, — сказал он в беседе с TKSAG.
<<Серые>> продавцы, борьбу которым объявили компании из АКИТа, это мелкие импортеры, которые нередко закупают товары у иностранцев как физические лица. Введение пошлины будет для их бизнеса губительным, говорит директор по маркетингу компании Insales Артем Соколов.
<<Повлиять все это может на небольшие интернет-магазины, которые закупают на том же Таоbao небольшие партии как физические лица, а продают как юрики. Самый ходовой товар — одежда, гаджеты, телефоны. Таких сейлеров много в регионах, в небольших городах>>, — рассказывает маркетолог.
Если данные АКИТ верны, то 30 процентов от 120-миллиардного рынка, оставшиеся после ухода «физиков», будут лакомым куском для крупных магазинов.
Сейчас определение товару — предназначен ли он для личного пользования или же для перепродажи — дают инспекторы таможни в центре по обработке почты. Никаких нормативов тут нет, и если таможенник решит, что четыре куртки могут высылаться для дальнейшей перепродажи, то для их получения понадобятся соответствующие сертификаты. Но небольшие перекупщики нередко заказывают вещи из Китая, и до настоящего времени они спокойно укладывались в лимит в 1000 евро.
<<Совместные закупки из Европы и Америки могут теперь загнуться. Там доставка будет дорого обходиться, она находится в обратной зависимости от веса и цены товара. Изменением лимитов чиновники хотят денег по легкому заработать, ничего не делая. Многомиллионный долг Кубе простили, надо теперь дыры в бюджете латать>>, — говорит Ольга Бадьина, которая занимается организацией совместных закупок из-за рубежа.
Такой вид шопинга стал особенно популярным в последние годы как раз благодаря тому, что при совместной покупке траты на доставку практически не ощущаются. Кроме того, иностранные магазины не редко дают скидку на большие партии. Цена — краеугольный камень для всех, кто совершает покупки в зарубежных онлайн-магазинах.
<<Покупать одежду в России — непозволительная роскошь>>
По данным таможенной службы, сегодня около 80% всех почтовых отправлений, приходящих из-за рубежа, — — это покупки из интернет-магазинов. Основными отправителями являются США, Китай, Германия, Италия, Япония, Корея, Великобритания, Турция. Почему же россияне так не хотят отовариваться у отечественных продавцов?
<<Одним неоспоримым преимуществом иностранных интернет-магазинов является первоклассный сервис; в российских реалиях бывает сложно добиться даже соблюдения базовых требований Закона о защите прав потребителя; желание заработать быстро и много затмевает собой все этические и моральные нормы, российские продавцы даже не пытаются понравиться клиенту, чтобы он пришел к ним еще раз>>, — говорится в тексте петиции против введения пошлин, которую подписали 43,5 тыс. россиян.
О <<странном>> ценообразовании в России говорят и эксперты. Главный редактор портала Shopozona Иван Коцкий в разговоре с TKSAG традиционно удивляется тому, что джинсы Levi’s в США стоят 50 долларов, а у нас — 150. И Коцкий, и директор по маркетингу Insales Андрей Соколов признают, что цены в российских и зарубежных онлайн-магазинах несопоставимы даже с учетом оплаты международной доставки.
<<У нас вообще в России странное ценообразование. Возьмем куртки популярные фирмы Canada Goose. Зайдем на Taobao, найдем такую куртку за 5 тысяч рублей. Заходим на Avito и находим там бэушную куртку за 15 тысяч, а в <<Европейском>> — за 40. Вопрос — как это может быть? — удивляется маркетолог.
Критики инициативы властей и АКИТа уверены, что введение пошлины не окажет никакого влияния на российское производство и не стимулирует российских производителей товаров, но <<ограничит права физических лиц-покупателей на получение качественных товаров по разумным рыночным ценам>> (текст петиции).
<<У меня двое детей. Покупать им одежду и обувь в России — просто непозволительная роскошь. Предпочитаю выбирать более качественные одежду и обувь по более гуманным ценам>>, — пишет в комментариях под текстом петиции Елена Семенова из Москвы.
Получается, что лоббируемые АКИТ поправки дают исключительные привилегии гигантам российской интернет-торговли, которым порядком поднадоели зарубежные конкуренты. Теперь у отечественных продавцов появится возможность диктовать цены и условия.
Дорога в Сочи
Кажется, введение пошлины на покупки не сулит российским покупателям ничего хорошего. Но директор по маркетингу Insales уверен, что люди продолжат покупать товары за рубежом. Те, кто делал дешевые покупки в Китае, смогут по-прежнему укладываться в беспошлинные 100 долларов, а те, кто покупал товары в Европе, продолжат это делать из принципа.
<<Есть такие прозападные клиенты, в основном москвичи и петербуржцы, которые покупают вещи в Европе не потому, что хотят сэкономить, а потому что они из принципа не покупают вещи в России. Эти люди будут платить проценты, с удовольствием или неудовольствием, но будут,>> — говорит Соколов. Кроме того, на Западе бывают такие распродажи, что цена за них даже с пошлиной будет оставаться очень выгодной, добавляет маркетолог.
О том же говорит и Денис Богомолов. <<Что тут делать? Я также и буду заказывать, по крайней мере в пределах 150 евро за посылку, или же разбивать придётся покупку на несколько посылок. Ну, а от более дорогих надо будет отказаться>>, — говорит мужчина.
Интересно, что в истории с пошлинами пока остается не понятным, как россиянам надо будет их оплачивать. Не исключено, что для этого нужно будет заполнять соответствующие декларации, обивать пороги таможенных контор и банков.
Пошлину на иностранные покупки, скорее всего, введут, так как ужесточение режима интернет-торговли поддержал сам Владимир Путин. В своем послании Федеральному Собранию он предложил использовать деньги от <<упорядочения>> онлайн-ритейлеров для развития инженерной инфраструктуры.
Правда, представители бизнеса сомневаются, что заветы президента будут исполнены.
<<Было бы правильно, если бы доходы от пошлин вкладывали в инфраструктуру доставки, это было бы выгодно всем. Покупатель платит пошлину, но и получает более быструю доставку и вообще уверен, что посылка дойдет в целости. Но, как я слышал, деньги собираются вкладывать совсем не в логистику, и это грустно. Построят на годовой доход от этих пошлин 10 км дороги в Сочи, и все этим закончится>>, — подытоживает главред Shopozona.