Бренд косметики FemFatal (<<Фем Фаталь>>) из инстаграма оштрафовали на 200 тысяч рублей за обман покупателей. В своём аккаунте FemFatal обещал чудо-средства для борьбы с акне. Вместо заявленного эффекта ютуберша Катя Конасова нашла в его самой популярной сыворотке дешёвый антибиотик — и теперь суд согласен с ней и её подписчиками, которые пожаловались на бренд.
Суд в Чебоксарах вынес решение по бренду FemFatal после заседания 19 февраля. Теперь компания заплатит 200 тысяч рублей за нарушение прав потребителей. Роспотребнадзор установил, что FemFatal не указывал на своей косметике место её производства, срок годности и противопоказания к применению. А дело об обмане покупателей теперь пойдёт на рассмотрение в инстанцию повыше — в Московский районный суд.
На FemFatal подали в суд сразу 53 человека — они требуют у бренда пять с половиной миллионов рублей компенсации за моральный и физический ущерб от косметики.. Это первый иск, который подавали по новым правилам — раньше объединиться для заявления могли только организации. Теперь то же самое могут сделать обычные пострадавшие, если их наберётся больше 20 человек.
Об обманах FemFatal первой заговорила ютуберша Катя Конасова. На своём канале она разоблачает бизнес в инстаграме — рассказывает о том, как блогеры под именем своих брендов втридорога продают дешёвую одежду и косметику. В июле 2019 года Конасова опубликовала видео, посвященное чудо-сыворотке FemFatal от акне: она сама купила продукт и отдала его на экспертизу. И ужаснул её, к слову, не только результат экспертизы, но и поведение блогеров, которые рекламировали FemFatal.
В сыворотке не просто нашёлся дешёвый антибиотик. Её состав вообще не соответствовал указанному на этикетке, что нарушает российские законы. А некая британская лабораториия Lefami, которая якобы разработала для неё формулу, и сам бренд FemFatal из Чебоксар — это предприятия одного и того же человека, Александра Потапова.
Катя Конасова собрала все доказательства, обратилась в суд и 3 октября выиграла дело. Она записала видео, в котором объяснила, почему решила судиться с брендом: миллионы людей делают покупки через инстаграм, а защитить их права практически некому. Поэтому бренды вроде FemFatal остаются безнаказанными.
Я пошла на этот суд не для того, чтобы срубить кучу денег. Это не суд ради компенсации, это важное публичное заявление, прецедент в блогерской среде, в инстаграм, в потребительской сфере. <…> Эта история доказала, что покупатель в инстаграм в силах состоять свои права. Пусть и общими усилиями, пусть и через ютуб-канал.
А пока шло её дело, Катя Конасова помогла объединиться всем, кто тоже захотел пожаловаться на FemFatal — именно они и подали иск, который теперь будет рассматривать московский суд.
Делать покупки в магазинах в инстаграме вообще стоит с опаской, ведь доказать их обман бывает сложно. Но не невозможно: например, желая наказать блогершу, обманувшую его девушку, один американец не растерялся и дошёл даже до ФБР. Хотя иногда схемы бывают ещё более продвинутыми — и тут остается только не верить в лёгкие способы заработка. Ведь всегда найдётся какая-нибудь блогерша, которая пообещает золотые горы и оставит своих подписчиков в минусе.