Как город бесов остался без супрематического креста. Или злоключения граффити Покраса Лампаса в Екатеринбурге
<<Супрематический крест>> в своём первозданном виде так и не вернётся на площадь в Екатеринбурге: уличный художник Покрас Лампас решил не приезжать в город после того, как навлёк на себя гнев православных активистов. Арт-объект всё ещё обещают восстановить. Но для того, чтобы никого не обидеть, его придется переделать до неузнаваемости.
Уличный художник Покрас Лампас (Арсений Пыженков) в начале июля нарисовал граффити под названием <<Супрематический крест>> на площади Первой Пятилетки в Екатеринбурге. Арт-объект отсылает к промышленной архитектуре города и русскому авангарду.
В крест вписана цитата Казимира Малевича:
Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы, супрематисты, — бросаем вам дорогу.
Форма креста, кстати, выбрана неслучайно: как объяснял художник, так исторически была выложена плитка на площади и он лишь повторил уже имевшиеся очертания.
Несмотря на то что стрит-арт не имел никакого отношения к религии, в соцсетях почти сразу стали появляться посты о том, что крест в любом его виде остаётся христианской святыней и не должен <<попираться>> ногами прохожих. Но возмущение верующих не успело набрать обороты: всего через несколько дней после того, как Покрас Лампас уехал из Екатеринбурга, его рисунок закрасили коммунальщики, сообщал портал E1.ru.
Тогда чиновники назвали это недоразумением и пообещали, что граффити восстановят. Для этого Покрас Лампас должен был снова приехать в Екатеринбург в конце августа. Однако незадолго до его приезда оказалось, что некоторые екатеринбуржцы очень не хотят, чтобы <<Супрематический крест>> был восстановлен.
25 августа православные активисты устроили акцию протеста на площади Первой Пятилетки. Люди выстроились так, что из надписей на их футболках сложилась фраза <<Крест — символ победы Христа над твоей смертью. Не растопчи любовь>>.
Некоторые демонстранты заявляли, что их раздражает инородное искусство.
Здесь все нормально жили, здесь дети смотрят салют, а ты тут черноту свою развёл. Я что, своих детей в эту черноту должен вести? Напиши по-русски, что ты хочешь выразить. Что ты эти иероглифы здесь нарисовал?
А один протестующий предложил вариант альтернативных граффити:
Я за то, чтобы здесь просто всё покрасить в один цвет. Никаких арт-объектов, просто всё одним цветом, чтобы никто не топтался по святыне. Или я могу тоже устроить один арт-объект: я измажу (площадь) кровищей вот этих вот индейцев-сатанистов, здесь такой будет арт-объект. Прозвенит на всю Россию! Я готов сесть в тюрьму.
После этого Покрас Лампас решил перенести свою поездку в Екатеринбург на неопределённый срок. Он заявил, что сейчас она только обострит конфликт, а ему этого не хочется. При этом художник подтвердил, что граффити в ближайшее время будут восстановлены и никаких серьёзных изменений в них вносить не будут.
Уходить в историю, что мы закрашиваем работу, уже неправильно. Любые радикальные изменения будут отрицательно восприняты широкой аудиторией. Мы будем искать вариант, который будет учитывать не только интересы небольших групп населения, но и в целом интересы города.
Однако чуть позже организаторы фестиваля Stenograffia, в рамках которого Покрас Лампас нарисовал свои граффити на площади, дали понять, что биться за <<Супрематический крест>> не собираются.
Мы понимаем, что есть возможность уйти от креста, не потеряв эстетические качества работы, и это сразу снимет проблему православного сообщества. Если, конечно, не дойдёт до совсем накалённой ситуации и нам не дадут ничего сделать на этой площади. Такую ситуацию мы тоже рассматриваем.
Граффити из Каменск-Уральского просуществовали ещё меньше времени, чем работа Покраса Лампаса, хотя никакого религиозного подтекста в них не было. Зато были первые лица государства в виде карточных королей.
А в Австралии власти, наоборот, защищают арт-объекты от возмущённых граждан: мужчина, испортивший мурал с Джорджем Майклом из религиозных соображений, даже попал под суд.