Кремль хочет знать, что люди делают в интернете. У PornHub есть ответ, но власти собрались уточнить

Татьяна Вержановская Татьяна Вержановская


Кремль хочет знать всё о том, что россияне делают в интернете. Особый счётчик сделает всё тайное явным, и от взора государева ока больше не укроется ни подписчик Алексея Навального, ни преданный поклонник PornHub. Формально это забота о рекламодателях и отечественном кинематографе, но она слегка отдает Оруэллом.

Российские власти хотят знать о том, что россияне смотрят в интернете, и для этого собираются создать единую систему учёта интернет-пользователей, пишут 5 сентября <<Ведомости>>. Для начала хотят посчитать зрителей отечественного кино (Минкульт уже готовится учитывать онлайн-показы российских фильмов и сериалов). Но в Кремле дали понять, что этим дело не ограничится: государственный счётчик хотят поставить на все сайты, которые зарабатывают на рекламе или продаже контента.

Формально это забота о рекламодателях. Чтобы оценить, сколько человек увидит баннер на том или ином ресурсе, сейчас им приходится пользоваться счётчиками Google и <<Яндекса>> или данными самих площадок. Причём последние делятся этими сведениями крайне неохотно: ведь чем больше у них уникальной информации о потенциальных покупателях товара, тем дороже будет стоить контракт. Особенно за рекламодателей переживает глава Роскомнадзора Александр Жаров:

Это непроверяемые, толком не аудируемые данные. Рекламодателям приходится верить на слово онлайн-площадкам, что они на самом деле открутили те самые купленные сотни тысяч показов баннера.

Слежка за россиянами в интернете должна ещё и пополнить казну: якобы налоговики больше узнают о доходах интернет-компаний от рекламы.

Но больше всего интернет-счётчик нужен самому Кремлю. <<Ведомости>> приводят любопытный пример: этим летом администрация президента пыталась понять, сколько человек посмотрели прямую линию с Путиным в интернете, но не смогла. Властям это не понравилось, и теперь они хотят заполучить в свои руки инструмент, который позволит чётко понимать, что волнует умы россиян и какие площадки оказывают на них наибольшее влияние.

<<Ведомости>> считают что собором данных займётся компания Mediascope, которая сейчас уже делает это для ТВ. Вопрос только в том, как заставить интернет-компании поставить счётчики; ведь они явно воспримут предложение Кремля без энтузиазма.

Российские власти в последнее время ведут активное наступление на свободу интернета. Уголовными делами за пост в социальной сети уже никого не удивишь (совсем недавно менеджера из Люберец посадили на пять лет за твит о детях силовиков). Но с тем, что Роскомнадзор не может заблокировать ваш бойлер, смириться готовы не все.