Не для корочки. Студенты о том, как это — самому выбирать, какие предметы хочешь изучать в университете

MediaLeaks MediaLeaks

В американских фильмах и сериалах про студентов часто можно услышать, как герой или героиня взяли себе курс, например астрофизики или русского языка, выбрали историю или неорганическую химию. Для нас это звучит необычно. Как это — выбрать курс? Есть учебная программа, там уже всё расписано — что нужно изучить, когда и в каком объёме. Но сейчас некоторые российские вузы тоже начинают переходить на новую модель, когда часть курсов обязательна, а часть студент может выбирать самостоятельно. 

Один из первых —Тюменский государственный университет. Здесь студент с самого начала строит свою индивидуальную образовательную траекторию, помимо обязательных предметов выбирая себе элективы. Всего в вузе больше 400 курсов на выбор — от генетики до когнитивистики и современного искусства. За счёт них можно углубиться в свою специальность или собрать для себя индивидуальный набор навыков и знаний, с которым будет проще найти себя в профессии и заниматься тем, что нравится и востребовано на рынке, а не учиться просто для диплома. TKSAG поговорил с тремя студентами ТюмГУ о том, как устроено такое обучение. 

Екатерина, филолог 

Когда я поступала на первый курс, ТюмГУ уже перешёл на новую систему обучения по индивидуальной образовательной траектории. Сначала всё это звучало непривычно и непонятно, но сейчас мне очень нравится. 

Класса с 8-го я уже понимала, чем хочу заниматься. Мне был интересен язык, литература, я сама что-то пробовала писать, поэтому поступила на филологию. Но если ещё год назад я думала, что после выпуска найду в Тюмени издательство и буду работать редактором-корректором, то сейчас планирую поступить в магистратуру и остаться преподавателем на кафедре русского языка. 

Наша учёба отличается от других вузов тем, что часть предметов у нас обязательная, а часть — по выбору. Они называются элективы. В первом семестре, правда, большого выбора не было. В качестве первого электива у нас была только математика разного уровня — обычная, для гуманитариев и высшая математика. То есть по факту мы выбирали только преподавателя, а не предмет. Но это тоже хорошо, потому что если знаешь определённого преподавателя, ходил на его курсы, то уже можешь представить себе обучение. Я взяла математику для гуманитариев. Второй электив у всех тоже был одинаковый — английский язык. Группы отличались только по уровню — простой и продвинутый. 

А вот со второго семестра началось интересное! Я выбрала электив «Онлайн и офлайн-издания». Это было издательское дело, но учитывая публикации в соцсетях, интернет-издания. Мы в том числе изучали основы программирования. Это было интересно, потому что мы понимали, что сможем в дальнейшем этим заниматься и применить знания на практике. 

Мне, конечно, нравится возможность выбора. У нас очень много интересных, иногда даже провокационных элективов. Например, «Кинотекст», «Пол и гендер», «Технологии интерпретации текстов», «Мифы народов мира», «Искусство споров». Не знаю ни одного университета, где было бы такое.

С другой стороны, по другим предметам у нас много практики и проектной работы. Например, во втором семестре у нас появилась философия. Нежно люблю этот предмет! У нас была чудесная преподавательница, она постоянно устраивала интерактив. Например, брала тему или вопрос, иллюстрировала её серией из сериала или фильма. Затем предлагала принять одну из сторон и защищать её. Это было очень полезно, потому что даже когда ты абсолютно не приемлешь точку зрения, которая тебе выпала, ты всё равно находишь аргументы, какие-то детали, которые не замечал раньше.

Ещё у нас был очень интересный проект — объединение дисциплин «Россия и мир» и «Цифровая культура». Мы выбирали темы, объединялись в группы и выполняли задания. У нас была тема «Несуществующее государство». Мы должны были придумать его, прописать символы, политику, экономику, историю и оформить всё это в цифровом варианте, то есть сделать сайт. Какие-то знания давали на лекциях, но многое пришлось искать самим. 

Я думаю, что обучение в формате проектной работы эффективнее, чем одни лекции. Когда сам ищешь знания, запоминаешь лучше, чем когда зубришь. 

Кроме того, во время такой работы отлично прокачиваются soft-skills (неспециализированные, но важные для карьеры навыки. — Прим. TKSAG). Проект, который мы делали в группе, был колоссальным испытанием в плане знакомства с людьми, необходимостью найти к ним подход. Это было очень тяжело, потому что нам изначально объяснили, что в команду может попасть до 7 человек, а нас в итоге было 11. Не все занимались, не все пытались внести вклад, кто-то откровенно увиливал. Был даже человек, который поставил нам низкие баллы, когда в конце мы друг друга оценивали. После такого «умение работать в команде» — не просто строчка в резюме. 

Алина, учитель истории и английского языка

Одно из основных отличий нашего вуза в том, что у нас нет учебных групп. Обычно в университетах есть определённые коллективы и чёткое расписание, а мы все перемешаны. Я ходила на лекции с физиками, химиками, информатиками, педагогам начальных классов. Сначала было непривычно, но сейчас мы уже с кем-то познакомились, и я думаю, в этом плюс индивидуальной образовательной траектории. Она развивает коммуникативные навыки, мы все общаемся между собой. 

В остальном учебный процесс мало отличается от обычного — те же пары, две сессии в год. По итогам экзаменов высчитывается средний балл. Те, кто набрал больше, получают право первыми выбирать элективы, которые нравятся. 

У нас есть самостоятельная работа, для которой нужно учиться добывать знания самим, не на парах. Например, мы делились на команды и создавали сайт. На парах частично рассказывали, как это сделать, но полностью информацию о дизайне и подборе информации мы узнавали сами. 

Сейчас я учусь на педагога истории и английского языка, но в магистратуру планирую поступить на медиакоммуникации и стать продюсером. Дело в том, что у меня сразу не было возможности начать образование с медиа. Но поскольку помимо обязательных курсов мы можем выбирать элективы, я двигаюсь в направлении будущей профессии, беру подходящие предметы. Один из них связан с медиакоммуникациями в цифровом мире — как раз то, чем я хочу заниматься. В следующих семестрах я планирую брать курсы, связанные с журналистикой и фотографией. 

Я думаю, что индивидуальная образовательная траектория помогает определиться с тем, что человек хочет, выбрать профессию. Если студент не уверен, что специальность ему подходит, он может взять элективы, например физику, химию, историю — что ему нравится. Он будет изучать это в течение семестра и потом решит, подходит ему это или нет. И на парах можно пообщаться с теми, кто уже учится по этому профилю, расспросить, чем они занимаются. И в целом индивидуальная образовательная траектория помогает расширить кругозор, не ограничиваться своими обязательными предметами. 

Виктор, филолог

Как бы просто ни прозвучало, но главным преимуществом учёбы в ТюмГУ для меня является возможность выбора. Перед тем как приступить к дисциплине, всегда можно ознакомиться с её программой, понять, что именно будет изучаться — в обычном вузе такое недоступно. Кроме того, очень здорово, что ИОТ учитывает определённые личные устремления студентов. В элективных группах, как правило, собираются люди, объединённые узкими общими интересам, что позволяет найти себе новых друзей и единомышленников. Очень удобно, что из-за обилия элективов группы в них собираются маленькие — у преподавателя есть время уделить время каждому студенту.

Моя страсть — русский язык и российская культура. Собственно, я учусь на специальности «филология русского языка». Вообще я являюсь этническим корейцем, но родился на территории Республики Узбекистан в городе Ташкенте. Выучил язык в лицее, где нам преподавали на русском языке. Поступление в российский вуз было одной из моих жизненных целей. Для этого я активно изучал историю России. По среднему специальному образованию я китаевед, то есть лингвист китайского языка. В будущем, я надеюсь, из меня получится хороший специалист именно в сфере преподавания лингвистики, то есть я хотел бы преподавать русский язык как иностранный в Китае или на территории моей исторической родины — Южной Кореи. 

Поэтому один из моих любимых элективов — «Латинский язык». Он для тех, кто увлекается общим языкознанием. Ведь латинский — основа для многих языков, и, изучая этот фундамент, учить какие-то определённые языки намного легче. Ещё один филологический электив — «Современный русский язык» — позволяет углубиться в зарождение русского языка, его основы, что, безусловно, тоже полезно для меня. 

Но это, так сказать, профильные элективы, а из непрофильных я ознакомился с элективом блока «Цифровая культура», «Фото- и видеоискусство». Там мы не только изучаем мир фото, видео, киноиндустрии в теории, но и овладеваем инструментами для работы с фото и видео, например Adobe Photoshop, Premiere, то есть учимся профессионально редактировать фотографии и монтировать видео.

Со следующего года наш университет полностью переходит на индивидуальную образовательную траекторию, и это большой прогрессивный шаг. Объясню почему. 

Мне кажется, основная проблема высшего образования вообще в том, что нам дают какую-то базу знаний, но не рассказывают о том, как применить её в работе. Многие студенты не представляют, куда применить полученные теоретические знания. Однако ИОТ предлагает много прикладных элективов: например, я занимаюсь изучением программ 3ds Max, пакета Adobe, CorelDRAW. Я думаю, навык работы в них значительно повышает мои карьерные перспективы. Для меня главное в учёбе — это практика.

Стать студентом 

Реклама