Курс на взлет

Марина Карапетян Марина Карапетян

Тот, кто жалуется на невыгодный обменный курс в банках, вероятно, никогда не покупал газеты в киосках аэропорта Шереметьево. Глянцевый журнал здесь стоит 10 евро, точнее, 520 рублей. Курс внутренний — 52 рубля за один евро, на 20% больше установленного Центробанком. Кто решает, сколько брать с пассажиров, и почему этим не интересуются регуляторы, разбирался TKSAG.

<<У всех курсы разные>>

<<Не успел купить прессу перед аэропортом, а в Шереметьево свежий номер <<Русского репортера>> стоит, сколько бы вы думали? 2,5 евро. Всего 52 рубля за евро, 130 рублей за журнальчик. Продавщица мне в ответ на возмущенное замечание сказала: что вы хотите, у всех курсы разные!>> — рассказал TKSAG москвич по имени Дмитрий, улетавший в Токио в ноябре.

Информация о <<диком>>, как говорит Дмитрий, курсе валют в газетном киоске аэропорта стала появляться в интернете буквально месяц назад. О нем стали писать пользователи соцсетей, ценами на газеты возмущался и художник Андрей Бильжо.

<<Я понимаю, курс везде немного завышен, но разумность завышения же есть. Если он там был бы 46 рублей — на рубль, два больше, то ладно. Но это меня просто возмутило. Ну как 52? Это лукавство и мошенничество>>, — сказал Бильжо в разговоре с TKSAG.

Судя по чекам из киосков, опубликованным в интернете, магазинами владеет печатный дом <<Новый русский дизайн>>.

<<Курс руководство устанавливает>>

Информации о компании в открытом доступе практически нет. Известно лишь то, что ООО <<Печатный дом <<Новый русский дизайн>> занимается <<розничной продажей печатной продукции и сопутствующих товаров на территории аэропорта Шереметьево.>> Руководит компанией некий Ковальков Дмитрий Юрьевич, упоминания в СМИ о нем отсутствуют.

Ответившая на телефонный звонок менеджер фирмы о внутреннем курсе валют знает и относится к нему спокойно.

<<Да, в Шереметьево — это наши киоски, а в тех, что после таможни, конечно, цены в евро. Курс руководство устанавливает. У нас по-моему такая информация ( о курсе валют — прим. TKSAG) возле кассы находится. Но все равно при покупке продавец спрашивает, в каких единицах будет человек расплачиваться, и пересчитывает это на рубли>>, — сказала сотрудница <<Нового русского дизайна>>, отказавшись назвать свое имя.

На самый интересный вопрос — по какому принципу руководство решает, сколько именно будет стоить евро, менеджер ответить не смогла. <<Этого я не знаю, не смогу вам сказать>>, — сказала девушка.

На сегодняшний день курс евро, установленный Центробанком, составляет 45 рублей, то есть наценка в киосках <<Нового русского дизайна>> 20-процентная.

<<Ну почему 52, а не 64? Какая-то логика здесь должна быть? Ведь курс должен меняться, в банках он колеблется, правда, речь идет о 20-30 копейках, ну максимум рубль. А тут-то как они решают?>> — возмущается Бильжо.

<<Все думают, аэропорт обнаглевший>>

Ответить на этот вопрос смогло бы само руководство <<Нового русского дизайна>>, но TKSAG с его представителями связаться не удалось. Кроме коммерсантов и пострадавших, в этой истории фигурирует еще одна сторона — сам аэропорт. Эксперты утверждают, что в дела расположенных на его территории магазинов, ресторанов и т.д. Шереметьево не вмешивается.

<<Все думают, что это аэропорт такой обнаглевший, сидит и собирает деньги. Но это не так. Сто процентов говорю, что вся система обслуживания находится в аэропортах на договорах. Аэропорт отдает в аренду площадь. Магазины, киоски, рестораны и бары не принадлежат аэропорту. Только площадь и больше ничего>>, — говорит гендиректор ассоциации аэропортов России и СНГ Виктор Горбачев.

TKSAG не удалось получить оперативное разъяснение со стороны самого Шереметьева, однако слова Горбачева подтверждают и в другом московском аэропорту — Внуково.

<<Цены — это политика компании, которая арендует площади, мы ими не управляем. Отношения у нас с ними как у арендодателя и арендатора. Аэропорт получает только арендную плату. Их курсы и их цены — это их политика>>, — сказал сотрудник пресс-центра Внуково Константин.

Конечно, ручаться за другие московские аэропорты, в том числе Шереметьево, Константин не стал, но добавил, что <<в принципе это обычная практика.>>

<<Пусть указывают и доллары, и юани>>

Так что же получается? С аэропорта спрос не велик, а с коммерсантами об устанавливаемых ими ценах и вовсе нет смысла разговаривать — у нас капитализм и свободная торговля. Правда, тут есть один нюанс. Согласно закону о правах потребителей, в котором описаны обязанности продавцов перед клиентами, цены на реализуемые товары в магазинах и т.п. должны быть указаны в рублях.

<<Конечно, цены должны быть в рублях. А если уж они указывают валюту, значит, должны быть цены и в евро, и в долларах, и юанях. Если они присвоили себе звание банка, который проводит прием платежей в любой валюте, значит, пусть пишут цены во всех валютах>>, — объяснил TKSAG юридический консультант Александр.

Кроме того, как говорит юрист, информация о курсе валют, используемом киоском, должна быть видна покупателям и находиться прямо у кассы. Пассажир по имени Дмитрий, с которым беседовал TKSAG, такую табличку не видел: <<Либо ее не было (более вероятно), либо она была, но крайне незаметная>>. Андрей Бильжо информационный лист заметил, правда, уже после того как расплатился.

<<Да, табличка висит у них на столбе, напечатанная, подпорка там какая-то, колонна. И там написано, что курс у них — 52 рубля за евро. Висит табличка, честная табличка, что 52 рубля. Ровно так же б висела табличка, что 200 рублей>>, — говорит Бильжо.

Фактически получается, что о ценах покупателей оповещают, правда, юристы уверены, что столб нельзя считать рекламным местом для размещения информационного сообщения о курсе валют. <<Только над кассой>>, — говорят в юридической консультации.

Моральный вред

Свободный рынок  свободным рынком, но права потребителей еще никто не отменял. Как рассказал TKSAG сотрудник юридической конторы, пожелавшие расквитаться с бессовестными продавцами газет и журналов москвичи могут обратиться с претензией в департамент по защите прав потребителей или в суд. Выиграть такое дело просто, уверены юристы.

<<Вы в претензии скажете, что испытали моральный вред — осадок у вас на душе остался от того, что вам продали журнал за 500 рублей. И вы вправе требовать возмещения этого морального вреда. До 50 тысяч рублей судьи очень просто подписывают, — рассказывает Александр. — За миллион придется побороться>>.

Компанию за нарушение законодательства может ждать штраф в 100 тысяч рублей, а если выяснится, что в киосках все же нет надлежащим образом оформленного информационного листа с указанием обменного курса, то даже отбор лицензии.

<<ФАС должна их прищучить>>

Жалобы пассажиров на дикие цены в аэропортах не редкость, всем известно, что даже за привычную бутылку воды там  берут втридорога. Но почему же на озверевших коммерсантов не реагируют ни администрация аэропорта, ни регуляторы?

<<Знаете, на курсы валют у нас никогда жалоб не было. Большинство людей понимает, что, если приходит в магазин, а там вывеска <<Аптека>>, то вопросы по ценам нужно адресовать именно конкретно этой аптеке, а не тем, кто дает площадь в аренду>>, — говорит сотрудник пресс-службы Внуково.

Получается, что аэропорты не сильно волнует, что и как продают расположенные на их территории магазины. Остается надеятся на властей, но и регуляторы никаких мер не принимают.

<<Есть у нас в конце концов контролирующий орган, такая Федеральная антимонопольная служба. Она и должна их прищучить. Вот и все. Но она этого не делает, народ приезжает и говорит, что вот аэропорт по 200 рублей в час дерет за паркову. Ребята, мы не при чем>>, — объясняет глава ассоциации аэропортов России и СНГ.

За границей, по словам Горбачева, аэропорты и их арендодатели работают по принципу концессии — сами авиаузлы получают процент от прибыли магазинов и кафе. В России такой системы нет, а законодательные инициативы профильных организаций, вроде той, что возглавляет собеседник TKSAG, в Минтрансе встречают прохладно. <<Мы подготовили закон об аэропортах, вот уже 15 лет его лоббируем, но никак>>,  —  говорит глава ассоциации аэропортов.

А пока никому нет дела до бесчинства коммерсантов, пассажирам остается с происходящим смириться и не делать покупки там, где все неадекватно дорого.

<<Зашли вы в один магазин — там колбаса 100 рублей, зашли в другой — а там 1000. Ну что сделать? Не нравится здесь — иди в другой>>, — советует Горбачев.