Современный человек в большом городе должен ходить с чашкой кофе на вынос, говорить по-английски и водить машину. Во-первых, это удобно и экономит время, во-вторых, это добавляет комфорта и независимости, в-третьих, машина нужна, чтобы громко слушать музыку по пути на работу. Вообще, не уметь водить машину в 2020 году — это немного странно, и если у вас нет амаксофобии, то пора записаться в автошколу. Рассказываем, как выучить теорию онлайн, выбрать инструктора и получить водительские права без стресса и нервотрепки.
Выбор автошколы: читаем отзывы, смотрим расписание
Наверное, существуют такие дисциплинированные люди, которые решают записаться в автошколу, выбирают ближайшую к дому, идут и учатся. У меня редко что получается с первого раза: то расписание не подходит, то цена высокая, то оставишь заявку на сайте, а менеджер не перезвонит. Я знала, что ездить на уроки по теории вождения смогу только в выходные, лекции идут несколько часов, а это значит, что суббота и воскресенье выпадают из жизни на пару месяцев, что очень грустно. Надо было искать альтернативу.
У ХАЙВ! есть лицензия департамента образования Москвы, с учеником заключается официальный договор на обучение — это тоже приятно. У каждого студента есть свой личный кабинет, а все обучающие материалы, тесты по ПДД, расписание занятий, запись вебинаров и полезные дополнительные материалы находятся в приложении «Автошкола Контроль», которое можно скачать на мобильный, планшет или ноутбук. Еще у школы больше 200 роликов о ПДД на YouTube, в которых досконально разбираются экзаменационные вопросы и учебные темы. Удобно!
Учим теорию онлайн
Автошкола дает материал за 23 теоретических занятия, каждое из которых длится примерно два часа. По иронии фамилия преподавателя — Задорожный (Евгений Вадимович, привет), и это гуру ПДД, а еще человек небывалого такта и терпения, который может и пошутить, и «включить» учителя и разобрать запутанные, непонятные моменты, пока не дойдет даже до жирафов.
После каждого занятия ученика ждет тестирование (искренне рекомендую на него не забивать, потому что с его помощью можно выявить пробелы в знаниях, если они есть). Система настроена таким образом, что перейти к новому вебинару, не сдав тест, невозможно — и это правильно, потому что служит дополнительной мотивацией к учебе.
Интерфейс личного кабинета и приложения простой и интуитивно понятный:
Практика
Заниматься с инструктором по вождению обычно начинают через пару недель после начала изучения теории — это экономит время, и в итоге усидчивый ученик получает права примерно после 3 месяцев после старта обучения. Мне не повезло: я успела прослушать только первый вебинар, а потом всех закрыли на карантин. На первое занятие с инструктором я попала только в конце июня.
Инструктор ученику назначается по умолчанию, выбрать можно только удобную по расположению площадку: их действительно много, и они расположены в разных районах Москвы. Контакты инструктора появятся у вас в приложении «Автошкола Контроль» в течение первых двух недель обучения. В зависимости от выбранного при заключении договора графика вы сможете либо самостоятельно записываться на занятия, либо будете записаны на занятия инструктором — так дешевле. Расписание занятий по вождению будет всегда доступно в личном кабинете, на практике ученики и инструктора общаются в мессенджерах. Решить какие-то срочные вопросы, связанные с переносом, всегда можно по мобильному: все вокруг открыты и контактны.
Сколько занятий брать?
Многие ученики перед поступлением долго ломают голову, какое количество занятий выбрать. Здесь всё просто.
Если вы в целом уже умеете управлять автомобилем, но у вас нет прав, то выбирайте сокращенный обучающий курс вождения. Если же садитесь за руль впервые — берите максимум занятий, чтобы чувствовать себя уверенно. У меня был именно полный курс из 28 практических занятий (56 часов вождения, одно занятие длится 1,5 часа), потому что до обучения я садилась за руль, только чтобы доехать от одного столба до другого по проселочной дороге. При этом инструктор сказал, что я готова к экзамену, когда мы откатали только 30 уроков — и я решила попробовать. Надо понимать, что чем дольше вы ездите, тем больше времени займет ваше обучение, потому что инструктора в школе загружены, и нередко выходит, что между занятиями случается большой промежуток, так как времени у преподавателя попросту нет. Растягивать обучение не нужно, чтобы не растерять запал.
Внимание, сейчас будут важные замечания по поводу инструкторов. Не стесняйтесь менять инструктора, если он вам не подходит. В каких случаях это точно стоит сделать? Например, если вы катаетесь по городу, а инструктор бесконечно говорит по телефону или смотрит видосы на Ютубе. Или если инструктор ничего вам не объясняет или отказывается объяснять до тех пор, пока вы точно не поймете. Наблюдайте за своими успехами: если вы уже третье занятие обкатываете “змейку” на площадке, то, скорее всего, инструктор на вас забил (но для вас это не повод забивать на свою цель сесть за руль).
Не могу не написать про взаимоотношения полов. Если вы девушка, и вам кажется, что инструктор переходит на личное, вам не кажется — меняйте инструктора (или нет, если вам так комфортно). Кстати, для парней на площадке тоже приготовлены испытания: например, инструктора не любят самоуверенных, и, чтобы поставить выскочку на место, его намеренно вывозят в город на первых занятиях и везут по сложному маршруту.
Хорошие новости в том, что на площадке все дружелюбны и никто уж точно не станет повышать на вас голос, если вы туго соображаете или сделали что-то не так. Сейчас это может показаться незначительным, но поговорите со старшими друзьями или родителями, и они точно расскажут вам истории о том, как кто-то рыдал за рулем под крики преподавателя. Понимающих инструкторов очень много, и если вам повезло найти такого с первого раза, вы будете получать настоящее удовольствие от вождения. Прогресс не заставит себя ждать — и как приятно его видеть и чувствовать, что с каждым разом вы водите всё лучше и уверенней! Ведь за этим вы сюда и пришли?
Экзамены и документы
Чтобы сдать экзамен, недостаточно выучить теорию и откатать практические часы, нужно еще собрать документы для ГАИ. Это не самая веселая часть представления, но в ХАЙВ! с этим помогают: вы просто приносите в автошколу весь пакет документов, и кураторы берут хлопоты по регистрации учеников в ГИБДД на себя. Кстати, передать документы можно с курьером и не ехать в офис лично, что тоже значительно экономит время.
Какие документы нужно подготовить? Вам предстоит пройти водительскую медкомиссию: посетить психоневрологический и наркологический диспансеры, а затем отнести их заключения в ближайший медцентр, где вас осмотрят терапевт и окулист и выдадут необходимую справку по форме № 003-В/у.
Обучаясь в ХАЙВ!, вы не будете допущены до экзамена в ГИБДД до тех пор, пока не сдадите внутренний экзамен автошколы — и теорию, и площадку, и город. Так вы сможете понять, готовы ли вы реально к получению прав, или стоит доучиться.
Радует, что для записи на экзамен в ГИБДД больше не надо отстаивать очереди и бороться с хамством операторов из «окошек». Достаточно зарегистрироваться на портале «Госуслуги» и выбрать там удобные дату и время. Вся процедура занимает не более 10 минут, но под конец года бывают очереди, так что записываться на экзамен лучше заранее. А подробное руководство к действию (в том числе и видеоинструкцию) можно посмотреть в блоге у ХАЙВ!.
Ближе к дате экзамена на тех же «Госуслугах» вам предстоит оплатить госпошлину за выдачу прав (1400 руб. со скидкой), и всё: можно пробовать свои силы в ГИБДД.
Экзамен. Куда ехать? Что делать? Как не умереть от страха?
Вы можете сдавать экзамен с автошколой или самостоятельно. Если вы выбрали сдачу экзамена с автошколой, то порядок действий такой: встаньте пораньше, выспитесь накануне, послушайте веселый трек и выпейте чашку кофе (или что там настраивает вас на позитивный лад). Экзамен с “ХАЙВ!” сдается в районе метро «Измайлово», с собой необходимо взять паспорт и акт оказания услуг по обучению вождению в автошколе.
На месте дежурит представитель автошколы, что очень удобно: он помогает ориентироваться, отвечает на вопросы, консультирует и пытается максимально минимизировать страдания учеников.
Большая часть экзамена проходит на улице, а ожидание своей очереди на ветру под дождем вряд ли будет воодушевляющим, особенно если вы забыли зонт или пришли в футболке, а погода испортилась. Не говоря уже о ситуациях, когда вы сдаете экзамен зимой. Поэтому одевайтесь по погоде и учитывайте, что в общей сложности на улице вам придется провести полдня, а если совсем не повезет, то и весь день. Еще один практический совет: захватите с собой перекус и воду, потому что на территории ГИБДД просто нечего есть и пить — ни столовой, ни буфета, ни вендингового аппарата. Кулеров с водой тоже нет.
У меня есть права! Ура! (Нет)
Типичная ситуация на экзамене: руки потеют, в голове пустота, всё, что когда-то знал и делал, забылось, и ты ноль без палочки. Из-за стрессовой атмосферы в ГИБДД не всем удается сдать экзамен с первого раза. Так случилось и со мной, поэтому похвастаться долгожданной корочкой водительских прав мне удалось только с третьей попытки. Теорию я сдала с первого раза (спасибо системе онлайн-обучения ХАЙВ!), площадку со второго, а вот город — лишь с третьего. И помните: слушать команды инспектора ГИБДД надо внимательно: «Ищите место для разворота» и «Развернитесь на ближайшем перекрестке» — это не всегда одно и то же.