Самый молодой министр культуры в новейшей истории России. Белый воротничок, аккуратно сидящие очки дополняют образ классического чиновника или менеджера среднего звена. Но слова и дела министра культуры Владимира Мединского средними никак не назовешь… Взять хотя бы вызвавшее волну обсуждений выражение министра культуры <<Рашка-говняшка>>. Чиновник отличился оригинальным взглядом на историю, который изложил серии <<Мифы о России>>, громкими перестановками и увольнениями директоров учреждений культуры (Музей кино, Политехнический музей, ГМИИ им. Пушкина и т.д.), которые получили название
До того, как стать идеологом патриотизма, пропагандистом культуры и нравственности, доктором исторических наук и возглавить Российское военно-исторического общество Мединский занимался пиаром – в российском посольстве США, затем в PR-агентстве под названием «Корпорация Я», в середине 2000-х годов сотрудничал с пивными, табачными, игорными и рекламными компаниями, затем в налоговой службе. Затем карьера Мединского сделала крен – депутат Госдумы, замруководитель Центрального исполкома «Единой России» и наконец главный по культуре. В 2012 году некоторые считали, что мало кому известный новый министр войдет в историю как
О власти и оппозиции
<<В очередной раз убеждаюсь в мудрости Толстого. Путин он такой – это Анна Каренина. Перезагрузка. Те, кто голосует за Путина любят его одинаково. А те, кто против – не любит каждый по-своему>>.
<<Все успехи этой поры это успехи Путина, недостатки этой поры – недостатки Путина. Это руководитель, о чем тут говорить>>.
<<Я глубоко убежден в том, что нормального студента никаким образом нельзя заставить пойти на митинг. Если студент плохо учится, а потом ему ставят два, он ищет причину. Завалить студента нельзя>>.
<<Российская оппозиция много занимается пиаром. Я как человек который занимается выборами больше 20 лет, могу сказать.>>
<<Узнаваемость Навального в России не более 10%, из этих 10% только 10% его поддерживают>>.
Об образовании
<<Эта система – глупость, леность, помноженная на невежество и воровство. Никаких здравых объяснений я этому не вижу. Зачем 35 учебников только по истории России, рекомендованных Минобром, для изучения в средней школе? Для каждого школьного возраста должен быть единый учебник по истории, дающий единое представление о том, кто такие Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Кутузов. Нельзя в голове пятиклассника порождать плюрализм>>.
<<Книга заставляет тебя выдумывать образы… Надо заставить ребенка два часа не прикасаться к айфону, тогда сюжет засосет. Если ребенка засосал сюжет, он начинает читать, а до той поры он мучается>>.
<<Как сформирована программа школьной литературы, мне не нравится. Я об этом и Диме Ливанову (Дима – это министр образования и науки РФ, если что. – TKSAG), но он доктор физико-математических наук, поэтому мы с ним на разных языках говорим. Нельзя в школе изучать “Преступление и наказание”. Изучать в школе роман Чернышевского “Что делать?” – это все лучшее в детях уничтожать. Роман-то неплохой. Годам к шестидесяти, когда есть свободное время, можно почитать>>.
О кино
О кино Мединский говорит часто и охотно. Министр даже ведёт постоянную рубрику в
<<Любое хорошее кино всегда патриотическое>>.
<<Я не видел этот фильм, но теперь обязательно посмотрю. Если бы там было что-то противозаконное, фильм бы не получил прокатного удостоверения>>. (О фильме <<50 оттенков серого>>)
<<Сделано очень талантливо. После просмотра ощущение, как в душу наплевали>>. (О <<Левиафане>>)
<<В сталинские времена был такой штамп <<идеологически вредный>> и творчески несостоятельный, Этот фильм творчески несостоятелен>>. (О фильме <<Служу Советскому Союзу>>).
<<Мне становится обидно, когда я вижу такие фильмы, как <<Ярость>> с Брэдом Питтом. Это отличное кино про войну. В нем все прекрасно — и задумка, и актеры>>
<<Смотрели Рядового Райана? Это ж заряд национального духа немеренный. А у нас из каждого эпизода войны можно снять такое кино, с которыми Спилберг рядом не стоял>>.
<<Сталинград>> – замечательный коммерческий проект. Бесподобно, все очень хорошо организовано, снято по всем законам жанра. Молодежь в восторге, люди постарше отнеслись скептически. Но аудитория кинотеатров — молодежная, и как бы кто скептически ни относился, это правильный фильм.
<…> картина «8 первых свиданий» была, кстати, легкой и позитивной. К требованиям «запретить показы», въезды-выезды артистов, лишить их возможности сниматься, выступать, говорить и дышать отношусь отрицательно. Уподобляться украинскому Минкульту в его тщетах порулить культурой, изображая судьбоносную инстанцию, нам, России, — смешно и несолидно. Это не к нам. Комедиантов — в «Камеди Клаб». Мы в синхронном абсурде не участвуем. А лишать наших зрителей права выбора и возможности посмотреть наше кино из-за чьего-то неудачного фиглярства мы не собираемся.
Речь идет об этом фильме:
История глазами Мединского
<<То, что произошло в СССР в период с 1989-го по декабрь 1991-го года можно назвать ползучей революцией>>.
<<Сталин знал толк в идеологии и промывании мозгов. Сейчас все пущено на самотек и КПД, естественно, ниже плинтуса>>.
<<Есть пятница по субботе, понедельник по воскресенью и еще позапрошлая суббота тоже была учебная, т.е. все переносы идут по какому-то 23-му мартобря. Вся эта какофония с переносом праздников, все это совершенно пошлое, мещанское наследие советской эпохи только в худшем ее выражении…
Хватит отдыхать! Количество выходных дней и переносов надо кардинально сократить!>>
<<Весной 45-го Япония сама умоляла забрать у нее Курилы>>.
<<Исторически георгиевская лента объединяла людей. В годы войны именно георгиевские цвета восстановили преемственность русской армии>>.
<<Менделеев к изобретению водки имеет такое же отношение, как Эйнштейн и Ломоносов, то есть никакого вообще>>.
<<Я считаю, что после всех катастроф, которые обрушились на Россию в двадцатом веке, начиная с первой мировой и заканчивая перестройкой, тот факт, что Россия еще сохранилась и развивается, говорит, что у нашего народа имеется одна лишняя хромосома>>.
Рецензирование – не цензура, позитивный миф – не фальсификация
<<Позитивные мифы они хороши. Мы обязаны создателям позитивных мифов победой в войне. Положительные мифы, крайне важны для чувства гордости и самоидентификации>>.
<<Есть миф о Чапаеве. Но какой смысл рассуждать хороший Чапаев или плохой. Нельзя людям давать две правды. Считают же русских девушек красивыми, и так оно и есть на самом деле. И мы будем это отстаивать до последней капли крови>>.
<<Я считаю, что во благо России можно фальсифицировать историю. Я считаю, что всё, что во благо – с этим бороться не надо>>.
<<Побеждает более сильный духом. В политике то же самое. Польза позитивной истории заключается в убежденности в собственной победе>>.
(отстаивая реальность мифа о 28 памфиловцах)
<<Знаете этот известный анекдот. Новый русский поймал золотую рыбку. Ни и она говорит:
— Ну что я тебе должна, отче. Он говорит <<ну что-что. ну мерседес понятно, там дом на Рублевке, баксов там>>… всё, удовлетворился полностью уже не знает чё придумать и говорит, почесывая пузико, <<ну ладно рыбка сделай меня героем Советского Союза>>. махнула рыбка хвостиком и остался он с одной гранатой против двух немецких танков>>. Это я про <<сталинский миф>>. Вас бы туда!>>
<<- Я хотел бы, чтобы мы собрали весь Невский проспект, введем один танк на Невскую… куда мы все побежим?
— (вопрос из зала) Вы считаете это неизбежной перспективой?
— Я считаю тот, кто над этим глумится – урод!>> (министр ёрзает на стуле в ожидании аплодисментов)
О патриотизме
<<Простите уж меня за интеллектуальное узкомыслие, но наличие трех гражданств это примерно, как наличие трех отцовств. Ну как-то это странно. Надо определяться немного, куда ты – туда или сюда…>>
<<Если вы любите свою родину, свой народ, то история, которую вы будете писать, будет всегда позитивна>>.
<<Сознательный патриот России – это тот, кто живёт и работает с любовью к своей семье и родине. Я бы прировнял тех, кто не любит свою страну, к тем, кто не любит свою семью>>.
О культуре и культурной политике
<<Культура — это… как сказать попроще… это квинтэссенция! Стержень. Это стержень государства!>>
(из интервью после назначения на должность министра)
<<- Как Вы относитесь к обвинениям в том, что вы собираетесь насадить в министерстве культуры отдел пропаганды ЦК КПСС?
— С юмором. Министр культуры – это не начальник культуры, это помощник. Многие годы у нас действовал остаточный принцип. Министр культуры главный лоббист культурной отрасли в государстве… вот… защитник культуры. вот. поэтому командовать, нет, я не собираюсь>>.
прошло два года…
<<Ни один проект Манского, в том числе и «Артдокфест», не получит никаких денег, пока я являюсь министром культуры>>.
<<Мы никогда не будем финансировать проекты, которые оплевывают выбор налогоплательщиков и снимают фильмы по принципу “Рашка-говняшка” и единственная дорога моя — Москва “Шереметьево-2”. Ну а зачем? Это какой-то государственный мазохизм>>
<<- Я бы мечтал о том, чтобы через шесть лет, если я все эти годы буду руководить министерством осталась обновленная модернизированная отрасль, которая держится не только на государственном финансировании, но и зарабатывает деньги сама, которая пользуется влиянием и уважением, у которой большой круг меценатов, которым выгодно поддерживать эту отрасль.
— <<Отрасль>> это вы о культуре?
— Ну это такой бюрократический термин. Но он правильный!>>
<<- Ищите! ищите и обрящите! Ищите!>> (На вопрос <<Что делать малобюджетному кино, которое не может обеспечить 30% для получения субсидии?<<)
<<- Фильм <<Маленькая Вера>> я не смотрел (фильм вошел в список 100 картин официально рекомендуемых Минкультом к просмотру школьникам. – TKSAG).
— А как же вы его рекомендуете?
— Вы что считаете я должен рекомендовать только то, что смотрел лично?>>.
На презентации серии книг <<Мифы о России>> Мединский вспомнил обидный случай о своём критике:
<<- Подхожу к депутату говорю ему, уважаемый вы книжку читали?
— Нет.
— Я автор. А аннотацию не пробовали прочитать?
— Нет.
— А что читали?
— Заголовок.
Я так обиделся, говорю, вы прежде чем глупости на всю Думу говорить, вы хоть аннотацию прочитайте. Он посмотрел на меня и говорит:
— От дурака слышу>>.
<<Кто этот дедушка?>>: перлы и конфузы министра культуры
Действия министра порой заставляют деятелей культуры, журналистов и общественности в целом удивлённо приподнимать брови. Только вступив на должность Мединский неудачно отреагировал на просьбу Александра Сокурова разобраться с <<Ленфильмом>>, переиначев фамилию известного режиссера <<господин САкуров>>. Новость о том, что при выступлении полного кавалера Заслуг перед Отечеством Юрия Темирканова, министр культуры Мединский обратился к соседу и спросил: «Кто этот дедушка?» тоже вызвала волну обсуждений в СМИ и блогах. Как и история с обвинениями в рукоприкладстве при визите в Петербург:
«Я где-то был в командировке в Свердловской области, город Магнитогорск>>. (Магнитогорск – город, расположенный в Челябинской области России. – TKSAG)
<<Что означает слово <<россиянин>> – я вообще не понимаю, такого слова, понимаете, в языке нет>>.
<<Я хочу в глаза посмотреть тем руководителям, ответственным за социальный блок в регионах, которые подобного рода фитюльки в адрес министерства культуры пишут>>.
<<Все наши великие писатели занимались самокопанием. Почитаешь Достоевского так просто ужас охватывает. Как только люди жили? Не каждый петербургский студент второй половины 19 века гулял по Невскому с топором за пазухой, мечтая где бы грохнуть старушку>>.
(с иронией) <<Мы должны раскаяться, ползти на коленях и каяться перед немцами, прибалтами, монгольцами (именно так – TKSAG), японцами. Покаяться и все отдать>>.
<<Я, только став министром, не понимал, что когда я пишу на бланке министра, это может быть воспринято вместе со всеми экивоками как мнение министерства>>.
Ярким моментом славы министра стал 34-ый Московский международный кинофестиваль. Как пишет «Коммерсантъ», во время церемонии награждения Катрин Денев произошла казусная ситуация. Выступивший с поздравительной речью Мединский сначала вышел на сцену не к своему микрофону, отодвинув локтем от соседнего микрофона стоявшую Катрин Денев, а затем выступив, ушёл за сцену вместе с прозрачным кубком.
(В кулуарах за сценой) <<Я считаю, что церемония прошла хорошо, платье ведущей тоже было интересно… практически не отрывал глаз>>
Просмотрев десяток интервью с г-ном Мединским, TKSAG обнаружил, что в публичных высказываниях министра чаще всего встречаются слова – <<достойно>>, <<правильно>>, <<я прав>>, <<хороший фильм>>, <<вредный фильм>>, <<патриотическое воспитание>>, <<подвиг предков>>, <<отцы>>, <<урод>>, <<душа>> и <<рекомендую>>.
Невзоров о Мединском
Отношения с журналистами
<<Прошу меня не цитировать, я иронизирую. Но по сути я прав!>>
<<А здесь есть пресса? Есть, да… Плохо. Тогда буду говорить менее интересно и более обтекаемо, а то вырвут потом из контекста два слова, и это потом транслируется круглые сутки>>.
<<Я читаю всю критику>>.
Г-н министр действительно читает критику. И более того – комментирует ее постами в своём <<твиттере>>
О себе
Министр культуры порой позволяет себе высказывания <<о личном>>.
Но чаще всего о себе как о человеке Мединский не распространяется. Даже на невинный вопрос о любимой музыке министр отвечает, как положено: <<Я за Бурановских бабушек, и за оперу, желательно отечественную>> (а позже сознается, что хранит-таки дома коллекцию Pink Floyd).
<<Я не наивен>>.
<<Обычно я никогда не высказываю своих эмоций>>.
<<Я родился на Украине. И с формальной точки зрения являюсь стопроцентным этническим украинцем>>.
<<Я в рамках школьной программы читал “Анну Каренину”. Должен сказать, ничего более скучного мне казалось, нет. А в прошлом году взял ее с собой в отпуск и мне понравилось. Интересное описание человеческих душ. Лев Николаевич Толстой все же доктор психологических наук>>.
<<Я в компьютерные игры не играю, просто знаю свою слабость, что не могу остановиться, пока не одержу победы всевозможные. Все компьютерные игры есть абсолютное зло. Надо понимать, что все компьютерные игры – это абсолютное зло. Это дьявол>>.
<<У меня в семье на эту тему диспут, потому что я отключил Интернет у детей в телефонах. Так они теперь ищут wi-fi. Надо вообще отобрать у них смартфоны>>.
<<Мне нравится Петербург. У этого города, несмотря на тяжелую экологию зимой, есть душа. Это миф, что у каждого города есть душа. Я был в Пекине, души у них нет. Это ужас, а не город, Сплошная застройка и дышать нечем. Дикие пробки, все куда-то бегут. Я не уверен, что есть душа у Нью-Йорка. Это робот по производству денег>>.
<<Я, к сожалению, не успеваю писать. Меня как окунули в эту работу в органах исполнительной власти, ничего не успеваю. Только читать. Всегда читаю в бане. У меня там даже специальная лампочка есть. А что? Делать там в парилке всё равно нечего>>.