ФАС: рейс <<Москва—Астана>> не может быть дороже <<Москва—Нью-Йорк>>

TKSAG TKSAG

Федеральная антимонопольная служба предлагает уровнять в цене билеты на авиаперелёты  на одинаковые расстояния. Авиакомпании против и оспаривают вмешательство ФАС в свою бизнес-политику.  Главный противник-монополист — <<Аэрофлот>>.

 <<Аэрофлот, видимо, засиделся на старте. На самом деле я их понимаю как людей. У них большие успехи, а тут мы приходим и говорим: давайте мы у вас заберем 2% маржи в пользу потребителей, потому что это справедливо и по правилам>>, — пояснил глава ФАС Игорь Артемьев в интервью РБК .

Артемьев рассказал, что нынешние цены на авиабилеты такие высокие <<исключительно благодаря монополизму>> и, как минимум, стоимость перелёта на одинаковые расстояния должна быть равной. Авиакомпании выступают против такой инициативы ФАС и считают предложение <<мерить цену билета расстоянием для рыночной экономики неприемлемо>>, сообщает РБК, ссылаясь на собственный источник, близкий к <<Аэрофлоту>>.

Эксперты авиакомпаний уверяют, что цена формируется из нескольких показателей, таких как разница стоимости топлива в разных регионах, которая составляет 30—40% от цены билета, расходы на обслуживание самолётов, аэропортов и налоги, которые так же могут значительно отличаться в разных странах, и из самого клиентского спроса на те или иные направления. Но в ФАС уверены, что авиакомпании <<не хотят, чтобы им просто было хорошо. Они хотят, чтобы им было хорошо и просто>> и пытаются максимально весь <<сок забрать>> от продажи билетов.

<<Люди привыкают к высоким ценам, думают, что по-другому быть не может… Конечная цена влияет на базовую: в следующий раз они начинают продавать дороже — до той поры, пока не перестают покупать. Это все признаки монопольной цены>>, — поясняет глава ФАС.

По словам Артемьева, авиаперевозчики не только не хотят делать скидку для простых потребителей, но и отказываются возвращать аэропортовый сбор в 25% от цены при сдаче билета, как положено за 3 дня до вылета. Хотя это, по мнению чиновника, сыграло бы самим компаниям на руку.

В апреле ФАС уже пытались урегулировать цены на перелёты, потребовав от компаний ввести скидку 25% на билеты накануне вылета при наличии определённого числа свободных мест. Эксперты подсчитали, что потери крупнейших 8 авиакомпаний от введения этой скидки могут составить 14,2 млрд руб. в год.

Выполнить поручение антимонопольной службы авиакомпании должны были до 15 мая. Но крупные перевозчики не снизили цены и продолжают оспаривать вмешательство ФАС в их ценовую политику. Более того, в середине мая <<Аэрофлот>> подал на ФАС в суд. Не смотря на это ФАС продолжает настаивать на принятии мер для борьбы с авиамонополизмом.

 <<Посудимся, посмотрим, чем дело кончится. Мы договорились на совещании у Шувалова (заместитель председателя правительства — прим. TKSAG), что доделаем таблицы сопоставимости, в которых мы сравниваем цены на полеты одним и тем же бортом, на одно и то же расстояние, в тот же сезон в Европе и у нас. Сегодня Москва — Астана стоит дороже, чем Москва — Нью-Йорк тем же бортом. Ясно, что это исключительно благодаря монополизму>>, — говорит Артемьев.

Сами авиакомпании отрицают обвинения в монополизации авиаперелётов, утверждая, что такой конкуренции в отрасли нет ни в одной стране мира.

<<Удивительно, что ФАС уделяет столь пристальное внимание отрасли, где конкуренция так высока. В России на любом внутреннем маршруте летают от трех до семи конкурентов. Ни в одной стране мира такого нет>>, —  считает сотрудник одной из крупных российских авиакомпаний, источник РБК, близкий к <<Аэрофлоту>>.