Зарплата учителей растет, а качество школьного образования падает. TKSAG поговорил с учителями столичных школ, пытаясь понять, почему рост зарплат демотивировал педагогов.
Мало какая профессия еще десять лет назад была синонимом беспросветной бедности, кроме врачей. Зато сейчас учителя, по крайней мере, в столице, уже получают больше обитателей офисов. Мэр Москвы Сергей Собянин рапортует, что средняя зарплата московских педагогов в школе достигла 70 тысяч рублей, но учителя почему-то все недовольны.
Школы- мультимиллионеры
Деньги у школ появились после перехода на новую систему распоряжением бюджетом. После принятия в 2010 году поправок в несколько законов школы получили право самостоятельно распоряжаться бюджетом, при этом там появились серьезные деньги.
По новым правилам бюджет школы теперь зависит от количества учеников. Например, как было указано в постановлении столичного правительства, при 5-дневной учебной неделе содержание одного ребенка 1-4 классов обходится в 73,3 тыс. рублей в год, семиклассника — в 103,3 тыс. рублей, учеников двух старших классов, десятых и одиннадцатых, в 110 тыс. рублей. Если в школе предусмотрена 6-дневная учебная неделя, то цифры несколько выше. Например, для содержания каждого старшеклассника уже необходимо 120 тыс. рублей в год.
В средней московской школе учится 500-1000 человек. В качестве средней стоимости обучения ребенка возьмем 92 000 рублей. Получается, что финансирование школы должно составить минимум 46 млн рублей. Если почитать финансовые показатели школ на их сайтах, то в среднем получается 60-80 миллионов в год.
Раз школы стали солидным предприятием, значит, и учителям должно что-то перепадать. Ну а если у учителя солидная зарплата, а директор больше не должен просить родителей денег на доски и мелки, то и образовательный процесс должен быть на уровне, но ректоры вузов этого не видят.
«Уровень подготовки выпускников школ упал, по математике, химии, физике, да и по гуманитарным наукам», —сказал в минувшем марте ректор МГУ Виктор Садовничий на конференции ОНФ.
Премии- демотиваторы
Зарплата действительно растет, но, как рассказали TKSAG учителя, вовсе не стимулирует педагогов, а наоборот, отвлекает от учебного процесса.
Если раньше существовала единая тарифная сетка (ЕТС), которая определяла зарплату в зависимости от категории и стажа педагога, то сейчас зарплата учителя формируется из двух частей: базового оклада и премии.
Премия, так называемая <<стимулирующая часть>>, высчитывается путем сложных формул. Здесь учитываются и успеваемость учеников, их участие в олимпиадах, баллы за ЕГЭ, классное руководство, проверка тетрадей, отклоняющиеся от нормы условия труда, работа с родителями и т.д.
Ее распределяет сама школа в лице созданного для этого специального совета. В этот совет, кроме администрации школы, могут входить учителя, родители, представители администрации округа.
По замыслу, существование совета должно оградить учителей от произвола администрации. Иначе премии утратят «стимулирующий эффект». На практике так и происходит.
«У нас тарификация рассчитывается из человеко-часа. Около 13 рублей на человека. Потом идет умножение на коэффициент сложности предмета. Коэффициенты тоже регулируются советом. Стимулирующая часть начисляется исходя из набранных баллов. Баллы распределяются отдельной рабочей группой, не советом», — подтвердил учитель одной из московских школ Михаил, четыре года преподающий историю и обществознание. Он получает 70 тысяч рублей в общей сложности, но по его словам выходит, что основной показатель для расчета премии уже вне сферы влияния совета.
Михаил признает, что процедура распределения баллов не прозрачная:
«Мы не имеем цифры на руках, не знаем, сколько составляет фонд стимулирующий, и не можем контролировать, кто сколько получает. Я не считаю, что что-то изменилось с введением НСОТ (новая система оплаты труда—TKSAG). Единственное, известно, что коллектив в школе не очень простой, и это все вызывает разговоры, ссоры и так далее».
Непрозрачность распределения средств выгодна тому, кто распределяет. Но если школе повезло и им назначили справедливого директора, то все складывается хорошо.
«Я считаю, что у нас все достаточно открыто, и мы всегда можем прийти с вопросом… В нашей школе средняя зарплата учителя – 60 тысяч рублей, и это только зарплата. А стимулирующую надбавку мы получаем раз в квартал, у меня последний раз она составила 20 тысяч рублей. Я считаю, что теперь у нас очень достойная зарплата, даже просто сама зарплата», — рассказала TKSAG учительница одной из московских школ Алла.
Но везет с администрацией не всем. Большая часть учителей, с которыми поговорил TKSAG, признает, что премиальный фонд директор распределяет несправедливо, отдавая предпочтение по лояльности, а не подготовке педагога. Появилась даже формулировка «приближенные».
«Фактически все зависит от того, придет ли тебе стимулирующая премия или не придет, а распределяют ее на свое усмотрение директора школ. Краем глаза несколько раз я видел смету бухгалтерии, ну, когда приходишь и тебя ищут в списках. Так вот, в десятки раз зарплаты разнятся. И у администрации, и у кого-то из очень приближенных учителей… Все зависит от наглости директора», — рассказывает молодой учитель Игорь.
Сейчас Игорь толком и не представляет, сколько он в итоге получит за свою работу по итогам. Он застал еще старую систему оплаты труда и говорит, что тогда, при ЕТС, в его случае зарплата была 50 тыс. рублей, но зато стабильно.
«Субьективно, как и везде»
Получается, что премия, если распределять деньги тайно, вместо стимулирующей части зарплаты превращается в демотивирующую, порождая склоки и ссоры в педагогическом коллективе. Зато на бумаге все выглядит красиво, средняя зарплата учителя действительно растет, но не во всех школах равномерно.
«Все субъективно, все точно так же, как и везде. Мы стараемся об этом не говорить, но я так поняла, есть учителя, которые получают премию из стимулирующего бюджета довольно крупную. Мы не идем и не требуем объяснений. Мы это воспринимаем как факт, но между собой, кто близко общается, обсуждаем, как же так можно, чтобы человек, который не успел прийти, выпустить класс, получает одну только премию, которая переваливает за 50 тысяч рублей», — рассказывает учительница русского и литературы другой школы Мария.
По ее словам, несмотря на то что завучи зачастую спускают работу, которую им дает директор, на учителей, а затем просто собирают результаты, их зарплаты в разы выше, чем у самих учителей.
«У меня шесть дней по 6-7 уроков. При этом у завучей есть методический день выходной, они раньше всегда уходят, а получают в два или три раза больше, чем я. По слухам — по 100 тысяч к празднику перед Новым годом себе выписали премию, — добавляет учитель. — У нас зарплата вместе с премией была тогда 50 тысяч».
Access denied
По замыслу, когда директора школ получали финансовую самостоятельность, предполагалось, что контролировать их будет само общество. Каждая школа обзавелась интернет-сайтом, где публикуются финансовые показатели школы и данные зарплат учителей. Но в редких случаях здесь указываются точные числа, как правило, это средняя зарплата педагога в организации.
Но есть
Есть еще неофициальный сайт – Завуч.инфо, где
«Директор получал процент от сэкономленных денег»
Одна из учительниц школы Северного Бутово Екатерина рассказала TKSAG, что после того как их школу из-за недоукомплектованности объединили с колледжем, который переехал в их здание, администрацию уволили, а зарплату учителей и вовсе перевели на старую систему – ЕТС. Причем в результате они получают теперь еще меньше, чем раньше, а как именно рассчитывается сумма, им неизвестно.
«Нам говорят, что мы будем на новой системе оплаты труда, но, опять же, документов нет, и мы слабо в это верим. Каждый месяц нам обещают, что все будет хорошо», — рассказывает она.
По-хорошему, Екатерине полагается заметная прибавка, учитывая, что она ведет класс коррекции, но и этого она не видит. В соседней школе, в Южном Бутово, у Екатерины работают знакомые. Там некоторые учителя, при той же нагрузке, что и у Екатерины, только без классного руководства в классе коррекции, получили за последний месяц на 8 тыс. больше. На День учителя школам выплачивали премиальные: кому-то 40 тысяч, кому-то 60 тыс., 70 тыс., 20 тыс., 15 тыс. Учителя школы Екатерины остались без премии вовсе. В некоторых школах учителям заплатили по 30 тыс. перед 1 сентября.
В такой атмосфере у Екатерины появляются подозрения: невыплаченные деньги формируются в особый фонд , а оттуда свою долю получает директор.
«Есть фонд экономии заработной платы, из которого директор получает себе процент. Для этого ему нужно собрать 100% подписей коллектива. Никто не знал об этом, а он фиктивно все подписи собирал по другому поводу и получал большой процент. Директор сколько нам не доплатил, такой процент от сэкономленных денег и получил. Поэтому очень тяжело было получить от него данные, сколько у нас на счетах»,— рассказывает Екатерина.
И правда, на сайтах школ зачастую можно встретить специальное положение о распределении фонда сэкономленных средств. «Выплаты из фонда экономии директору школы осуществляются на основании приказа учредителя», —
Школьная вертикаль власти
После нововведений получилась своя школьная вертикаль власти: городские чиновники назначают директора, имеющего доступ с распоряжению многомиллионным бюджетом, а тот, в свою очередь, контролирует учителей, распределяя премии.
«Все упирается в администрацию, в директоров – это в первую очередь… У меня есть мальчик, надомник, больной, я с ним занимаюсь. Прихожу я в администрацию и спрашиваю: а мне это оплачивается? Мне говорят — оплачивается. Я говорю – а покажите. А мне говорят: у нас такое программное обеспечение установлено, что мы вам не можем ничего расписать. И это не только мне не могут объяснить зарплату, всему коллективу. Многие хотят пожаловаться куда-нибудь, но боятся, потому что у нас в основном учителя предпенсионного возраста. Ну и они думают: сейчас мы отработаем и разбежимся», — говорит учитель в одной из школ Северного Бутово.
Менеджеры в школах
Но все учителя, с которыми поговорил TKSAG, признавая минусы новой системы, к старым тарифным сеткам возвращаться не хотят: все равно денег у педагогов стало больше. Учителей расстраивает несправедливость и бесправие. Раньше они могли влиять на директора. По закону педагоги теоретически могут выбирать директора школы, но на практике все как обычно.
«Есть федеральное законодательство. И оно предусматривает разные варианты, возможность выбора – либо это выборность директора, либо назначаемость. В любом случае, даже если это выборность, учредитель в лице соответствующего департамента образования имеет право этот выбор не утвердить>>, — рассказал TKSAG сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов.
Похоже на выборы губернатора: вроде бы они есть, а приглядишься, и кажется, что нет.
«Департамент образования Москвы декларировал вариант, при котором несколько кандидатов на замещение должности директора должны представить некой комиссии в лице представителей школы, учредителя и даже муниципальных депутатов свои программы. И по итогам представления этих программ происходит голосование, в результате какую-то кандидатуру из этих предлагают департаменту на утверждение. Департамент может не утвердить, такое право у него есть. Называется это выборами или это некие консультации?» — рассуждает эксперт.
На смену привычным директорам-педагогам приходят менеджеры. Чистки директоров проходили в разных регионах, а, как выяснилось, делать это довольно просто.
«Директор по нынешним понятиям, в рамках реформирования системы, которое проводится, это менеджер, который считает деньги, управляет потоками. В образование он не вмешивается. Надо просто время от времени проверять тестами преподавателей. Потом приезжает какая-нибудь проверка из округа и дает свои тесты, то есть директор тут ни при чем», — говорит Андрей Демидов.
По его мнению, приход менеджеров во главу школ создаст новые трудности для учителей: «Вот представьте, приходит человек, менеджер, и у него заложено, что учитель – это то же самое, что дворник: дворник получает 7 тысяч, а начальник ЖКУ 70 тысяч, и им кажется, что это норма. И этому директору кажется нормальным сделать зарплату себе в 8 раз больше. Никаких обязательств моральных перед учителями у него нет».
Власти тут понять можно. Директор школы не только распоряжается бюджетными деньгами, но и напрямую участвует в политике. Именно в школах организуются выборы, а директора и завучи, как правило, председательствуют в участковых избирательных комиссиях.
Дополнительная работа на баллы, которые поднимают зарплату, превращает работу учителей в гонку, рассказали TKSAG учителя, а это сказывается на качестве обучения. Чтобы заняться каким-либо дополнительным документом, например, составить социальный паспорт класса, протокол родительского собрания, посетить детей дома или сходить с ними в выходной в театр, приходится уделять меньше внимания своей основной работе.
Все это делается учителями, не видящими справедливой оценки своего труда. Получается, что зарплату прибавили, а учить детей не хочется. Новая система, принеся в образование деньги, вытравливает главную суть – воспитание личности и обучение.
Получилось, что, добавив денег и выстроив управляемую систему, чиновники снизили мотивацию педагогов. Чем это обернется для страны, можно будет узнать в скором будущем.