Привлечением инвестиций на строительство метро в Москве займется китайский фонд China International Fund (CIF), ранее строивший инфраструктурные объекты в Африке в обмен на ресурсы государств, выяснили журналисты
Издание описывает схему, по которой работает фонд. Сначала он договоривается с властями стран о доступе к месторождениям в обмен на крупные инвестиции, зачастую превышающие ВВП государств, в строительство домов, дорог, а также в поддержку действующих режимов. Однако, по данным журнала The Economist, компания нигде не выполнила своих обещаний по поводу инфраструктурных проектов, отделываясь дорогими подарками представителям власти.
Ресурсы в обмен на вертолет
Первой страной, где фонд развернул свою деятельность, стала Ангола. В 2004 году CIF и ангольская нефтяная госкомпания Sanongol создали совместное предприятие, 70% которого принадлежит китайскому фонду. В обмен на поставки нефти СIF обещал вложить $3 млрд в инфраструктурные проекты: дешевое жилье, очистные сооружения, гидроэлектростанции, автомобильные и железные дороги, пишет Forbes. В итоге CIF перестал платить подрядчикам, расходы пришлось покрыть за счет бюджета страны.
Следующей стала Гвинея, где в 2009 году китайцы получили 75% в совместном с правительством предприятии, имеющем доступ к месторождениям железной руды и бокситов. Взамен страна должна была получить $7 млрд, что больше ее ВВП, на строительство жилья и транспортной инфраструктуры. Результатом сотрудничества стал вертолет, подаренный китайским фондом главнокомандующему страны, пишет издание.
Особо тесным стало сотрудничество CIF с властями Зимбабве, по данным издания Zimdiaspora, фонд оказывал поддержку режиму президента страны Роберта Мугабе в обмен на доступ к алмазным месторождениям. В частности, было закуплено 100 пикапов для разведки, оплачены семена и удобрения крестьянам, чтобы они правильно проголосовали на выборах, обещано оплатить строительство инфраструктуры.
«У CIF очень противоречивая история. CIF много обещала, но мало сделала. Но несмотря на такую репутацию, она быстро расширяет свою деятельность по всей Африке, часто работая в странах, переживающих политические кризисы или даже военные конфликты. Было много сообщений, что группа 88 Queensway (владелец CIF — прим. TKSAG) принимает участие в нелегальных сделках, включая торговлю оружием, контрабанду алмазов и подкуп должностных лиц>>, — приводит Forbes слова Дж. Мейли, эксперта Africa Center for Strategic Studies.
Больше не у кого взять деньги
Давних связей CIF с российскими бизнесменами или интереса фонда к стране обнаружить не удалось, пишет Forbes. По мнению Мейли, причиной внезапного сотрудничества фонда с московскими властями стала изоляция от Запада и наложенные санкции.
<<И санкции, наложенные на Россию, дают CIF возможность для выгодных сделок — позиция второй стороны ослаблена. Каким бы непрозрачным ни был фонд, он готов работать с Россией, в отличие от многих других международных инвесторов», — говорит он.
Источник Forbes в Минфине рассказал, что ведомство не советовало правительству Москвы сотрудничать фондом с противоречивой репутацией. Анонимный эксперт по азиатским инвестициям прямо заявил Forbes, что CIF участвует в проектах, где непосредственное участие официальных структур нежелательно «и инвестиционные процессы должны быть скрыты от внешнего внимания».
Генподрядчик московского метро «Мосинжпроект» договорился с CIF в мае 2014 года в ходе визита Владимира Путина Китай, где также был подписан договор о поставках российского газа. Вскоре китайские компании начали стремительно входить в инфраструктурные проекты в России.
Президент России Владимир Путин в начале сентября согласился предоставить китайской стороне право стать акционером Ванкорского месторождения и, более того, заявил, что для «друзей» из Китая никаких в этом плане ограничений нет.