Технологии из <<Мира Дикого Запада>> существуют. Эксперт рассказала об алгоритмах, умеющих предсказывать судьбу
Эксперт по сбору данных проанализировала третий сезон сериала <<Мир Дикого Запада>> и возможности искусственного интеллекта, придуманного сценаристами. Фантастическая технология пугает зрителей способностью предсказывать будущее, но на самом деле похожие алгоритмы существуют в реальности и уже активно применяются без нашего ведома. Осторожно, дальше спойлеры.
В эпизоде сериала <<Мир Дикого Запада>> под названием <<Отсутствие поля>> герой Аарона Пола (Калеб Николс) узнаёт, почему его не берут на работу. Оказывается, огромный шарообразный компьютер с библейским именем Ровоам (названный в честь сына Соломона, первого царя Иудеи) использует алгоритм, который прогнозирует жизнь человека с рождения до его смерти. Зная все детали жизненного пути персонажа, работодатели решают не рисковать и отказывают ему.
Журналисты издания Gizmodo выяснили, что похожие алгоритмы уже существуют в реальности и попросили эксперта по сбору данных и конфиденциальности Шошану Водински рассказать, для чего они созданы и как работают.
Для начала Водински объяснила, что представляют сейчас из себя алгоритмы прогнозирования.
Алгоритм прогнозирования собирает информацию о ваших предыдущих действиях, например, о том, что вы купили или какие приложения скачали, и использует это, чтобы сделать «прогноз» о вероятности того, что в будущем вы сделаете что-то похожее.
В качества примера Водински рассказала, как работает похожий алгоритм, созданный стриминговым сервисом Netflix. Предположим, человек любит мультфильмы и смотрит на платформе только их. Алгоритм прогноза на основе его предпочтений будет предлагать ему другие похожие анимационные фильмы, которые с большей долей вероятности он посмотрит. То есть в этом случае можно не ожидать, что Netflix начнёт предлагать ему посмотреть, к примеру, ситкомы.
Всю необходимую информацию для алгоритмов искусственный интеллект собирает с наших устройств: смартфонов, планшетов, ноутбуков, телевизоров и всего, что так или иначе соединено с интернетом.
Все эти вполне реальные вещи, которые многие из нас используют ежедневно, постоянно собирают информацию о вас, основываясь на разного рода поведении в интернете, и рассылают её тысячам третьих лиц, а не только Facebook и Google, — объясняет Водински.
В понятие <<поведение>> входят онлайн-поиски, содержимое корзин в интернет-магазинах, ключевые слова, которые люди используют в своих переписках в сообщениях и почте, и информация о местоположении. Даже приложения, которые вы скачали и не стали использовать, могут собирать информацию о вас.
Прогнозирующие алгоритмы чаще всего служат для целей маркетинга. Их главная задача — продать продукт. Например, чтобы понять, как заставить человека купить новую версию игры Animal Crossing, маркетолог должен узнать, какой тип людей будет заинтересован в таком предложении, то есть изучить клиентов с помощью алгоритма прогноза.
Профиль потенциального покупателя может состоять из множества разных критериев, включая его возраст, этническую и гендерную принадлежность, размер дохода и даже семейное положение. Всю эту информацию алгоритм прогноза использует, чтобы правильно продать товар целевой аудитории, в том числе и в будущем.
По словам эксперта, в некоторых случаях, алгоритмы прогноза используют для того, чтобы вовремя предложить человеку новый товар, когда так называемый срок годности предыдущего закончится. К примеру, можно отследить, как много и насколько интенсивно человек играет в одну игру, чтобы потом на основе этого предположить ему новую альтернативу, когда он доиграет последний раунд в нынешней.
Также алгоритмы прогноза используют для социальной оценки человека. В Китае уже тестировали <<Систему социального кредита>>, в которой людей ранжируют на основе их публичного и онлайн-поведения. В зависимости от того, насколько хорошо человек себя проявляет и как обстоят дела в разных сферах его жизни, увеличиваются или уменьшаются, например, его шансы получить работу.
Помимо этого, информация <<Системы социального кредита>> может стать основой для блокировки кредитной карты человека для покупки билета на транспорт или для ограничения интернета. Похожую сеть, по словам Шошаны, стали использовать и в США, правда, пока в небольшом количестве.
В будущем маркетологи будут предлагать рекламу людям, основываясь на <<оценке желаемости>> или <<оценки жизнеспособности>> того или иного человека, рассказала Водински. Такие оценки будут зависеть от разных достижений человека за всю его жизнь, включая образование, доход, криминальную историю и историю покупок. Всё это будет нужно, чтобы оценить, насколько человек сможет стать покупателем того или иного бренда.
Это немного отличается от ситуации в Китае или <<Мире Дикого Запада>>, но не настолько сильно, как кажется, — добавляет эксперт.
Рассуждая о том, ожидает ли нас та же участь, как героев сериала, чья жизнь заранее предрешена искусственным интеллектом, Водински говорит, что к такому сценарию стремятся многие технологические компании.
Сейчас в этой области есть более семи тысяч компаний, которые пытаются монетизировать каждую секунду каждого дня. Возможность делать это ещё до того, как вы проснетесь? Для них это мечта, — заключает она.
Технологии действительно начали узнавать о нас слишком много, а власти этим пользоваться. В правительстве Москвы планируют использовать систему распознавания лиц и данные сотовых операторов, чтобы следить, как жители города соблюдают карантин.
Другой пример тотальной слежки можно встретить в США, где хакеры слили в Сеть программу, с помощью которой якобы можно отключить интернет и следить за людьми.