Тяжёлый труд, грязные лица и обеденный перекур. Жизнь детей-рабочих начала 20 века на раскрашенных фото
Профессиональный реставратор фотографий Том Маршалл поделился подборкой отретушированных снимков детей-рабочих, сделанных известным американским фотографом Льюисом Хайном в начале 20 века. Он отобрал и отреставрировал 10 чёрно-белых фото, на которых Хайн запечатлел жестокую эксплуатацию детей в 1900-е и 1910-е годы. Их усталые глаза и перепачканные лица служат напоминанием о бесправии, которое человечество ещё не до конца оставило позади.
Фотореставратор Том Маршалл живёт в Великобритании и профессионально занимается восстановлением и окраской чёрно-белых фотографий. 25 января он поделился в своём блоге захватывающей коллекцией отретушированных снимков детей-рабочих, сделанных фотографом и социологом Льюисом Уиксом Хайном в разных американских городах в начале 20 века.
Хайн — мой любимый фотограф. Кроме того, что его работы очень техничны, его чёрно-белые фотографии — одни из самых важных снимков, сделанных в истории. Его фотолетопись первой половины 20 века — уникальный шанс заглянуть в реальные жизни рабочего американского класса, а его работа для Национального комитета по вопросам детского труда оказала сильную помощь в изменении условий жизни подрастающего поколения.
Каждый обработанный снимок Маршалл сопроводил подписью.
Швейные работницы Катрина Де Като (6 лет), Франко Бризу (11 лет), Мария Аттрео (12 лет) и её младшая сестра Мэтти Аттрео (5 лет). Фотография сделана в 4 часа дня 26 января 1910 года в Нью-Йорке.
Роланд, одиннадцатилетний продавец газет из Ньюарка, штат Нью-Джерси.
Газетчик Реймонд Клозе (по центру), Сент-Луис, штат Миссури, 1910 год. Хайн сделал этот снимок в 11 утра 9 мая и оставил следующую подпись: <<Газетчики на пересечении Джейслон-авеню и Франклин-авеню. Они все курили>>.
Работа Хайна была очень рискованной. В то время широкая публика не рассматривала детский труд как что-то аморальное и его снимки были угрозой для индустрии. Прорабы фабрик угрожали ему побоями и даже расправой, и Хайну приходилось представляться пожарным инспектором или промышленным фотографом, чтобы получить доступ внутрь производств.
Пятилетний Престон, упаковщик из Истпорта, штат Мэн, 17 августа 1911 года. Хайн рассказал, что видел Престона на работе в разные часы дня: в 7 утра, после полудня, в 6 вечера, и что <<он трудился с невероятным прилежанием для такого юного работника>>.
Дженни Камилло, восьмилетняя сборщица клюквы. Пембертон.
Двенадцатилетний торговец газетами Найман Алперт, продававший газеты с девятилетнего возраста. Фото сделано в марте 1909 года в Нью-Хейвене, Коннектикут.
Хайн резко осуждал эксплуатацию детей.
Существует работа на благо детям и существует работа на благо работодателям. Нанимая детей, они не хотят дать им опыт — они хотят нажиться на их труде.
Лущильщик моллюсков девятилетний Джонни и его босс в Данбаре, Луизиана, март 1911 года (лущение — процесс очищения моллюсков от раковин). Подпись самого Хайна сообщает, что стоящий за Джонни человек был его <<падроне>> — тем, кто наживался на труде иммигрантов. По словам фотографа, <<падроне>> четыре года привозил себе работников из Балтимора.
Мы уже рассказывали о том, как снимать портреты не хуже Хайна, даже если работать приходится в унылой подворотне.
Майкл МакНелис, восемь лет, газетчик. Мальчишка только что во второй раз перенёс воспаление лёгких, которое получил, продавая газеты во время грозового дождя. Льюис Хайн сделал это фото в Филадельфии, штат Пенсильвания, в июне 1910 года. Мужчина, разговаривающий с мальчиком, скорее всего, помощник Хайна.
Маршалл рассказал, почему выбрал для своего проекта именно фотографии Хайна.
Как реставратор фотографий я всегда пытаюсь раскрыть в героях фотографий новые грани, открыть что-то такое, что невозможно обнаружить в чёрно-белом снимке. Работы Хайна идеальны для этой цели — даже чёрно-белые, они всегда привлекают внимание зрителя. Первое, на что обращаешь внимание, — это глаза детей.
Его фото такие чёткие и сфокусированные, что с добавлением цвета они будто оживают.
Маршалл неслучайно говорит о привлекательности монохромных снимков. Современный американский фотограф Джейсон Питерсон снимает чёрно-белые фото людей и городов — и у его инстаграма больше миллиона подписчиков.
Один из лишенцев. Дом для иммигрантов Халл-Хаус, Чикаго, 1910 год.
Свою подборку реставратор решил закончить на позитивной ноте.
Последняя фотография была сделана в 1924 году. Я решил включить её, чтобы показать другую сторону детства в эти годы. Этот снимок отражает улучшение условий жизни детей в это время.
К счастью, сегодня мы живём совсем в другие времена. Эксплуатация детского труда запрещена законодательно в США и других странах, но труд несовершеннолетних всё ещё остаётся проблемой для множества государств. Кроме того, запреты не спасают детей от того, что родители могут хитрым обманом заставить их почистить снег и сделать уборку в доме.