Россияне столкнулись с новым мошенничеством с картами банков. Жулики очень подкованы, и у жертв мало шансов
Пользователи фейсбука рассказали о новом виде мошенничества с банковскими картами. Жулики стали ещё более убедительными и теперь умеют звонить и отправлять сообщения с официальных номеров кредитных организаций. Таким образом денег уже лишались владельцы карт Сбербанка, но судя по комментариям пользователей, клиентам других компаний тоже стоит быть начеку.
Жаждущие лёгкой наживы мошенники выдумывают всё новые способы обманывать владельцев банковских счетов. Большинству россиян хорошо известно, что не следует сообщать кому попало три цифры на обороте карты и кодовое слово. Но как быть, когда жулики звонят с официальных номеров банков, да ещё и знают личную информацию о держателе карты?
С такими подкованными мошенниками в конце января столкнулась жительница Пскова София Иванова. Женщина рассказала в фейсбуке, что чуть не лишилась всех денег с карты. Но не стоит обвинять её в наивности, ведь аферисты были ну очень подкованными.
Как пишет София, она получила звонок с официального номера Сбербанка — 900. Человек на том конце представился сотрудником банка и заявил, что с её картой кто-то совершает подозрительные операции. Собеседник был крайне убедительным: назвал все личные данные псковитянки, в том числе паспортные, точный остаток денег на её карте (вплоть до копеек). Помимо того, на заднем фоне звучали голоса других операторов, которые якобы общались с клиентами.
Жулик хорошо играл роль сотрудника банка. Он заявил, что карта Софии будет заблокирована на сутки, а деньги на 24 часа будут переведены на особый защищённый счёт. Затем предупредил, что теперь всякий раз, когда сумма перевода с карты Софии будет превышать 5 тысяч рублей, сотрудники банка будут звонить женщине. И только после этого аферист перешёл к финальному аккорду. Нет, он не попросил псковитянку назвать три цифры на обороте карты — даже наоборот, сказал, что не будет запрашивать такую информацию в целях безопасности клиентки. Вместо этого нужно было сказать кодовое слово, что София и сделала.
К счастью, псковитянка не лишилась денег, потому что успела вовремя сообщить о звонке реальному сотруднику банка.
Что случилось бы дальше, я не знаю, потому что на этом моменте в мессенджер мне ответил мой настоящий менеджер Сбербанка и сообщил, что это не они, а действия мошенников — через пару минут Сбер заблокировал все мои карты, — пишет София Петрова.
В комментариях многие юзеры отмечают, что получали подобные звонки. По их словам, мошенники могут представляться не только сотрудниками Сбербанка, но и других компаний.
Но чаще всего, видимо, жулики всё-таки имитируют работников Сбербанка. О случае, похожем на ситуацию Софии Петровой, в фейсбуке также написала пользовательница Cosma Biryukova, только в её случае звонок поступил с номера (499)-500-55-50 — похожего на второй официальный контакт Сбербанка, (495)-500-55-50. Собеседник также предупредил женщину о подозрительных действиях, совершаемых с её счётом. Правда, пользовательница фейсбука вовремя насторожилась и не стала сообщать мошенникам личные данные.
Но внимательными стоит быть не только со звонками. Двое клиентов Сбербанка также сообщили изданию РИА Новости, что жулики умеют отправлять сообщения с номера 900.
Мне SMS прислали прямо с номера 900, в ту же ветку, откуда приходят сообщения банка. <…> У меня таким образом восемь тысяч вывели с карты. Когда позвонил в Сбербанк, сказали, что деньги не вернуть, — прокомментировал один из собеседников журналистов.
Часть личной информации о человеке аферист может собрать в соцсетях, утверждает Сафонов — например, с помощью номера машины пробить паспортные данные человека. А вот с информацией о состоянии баланса всё не так просто. Не исключено, что сотрудники Сбербанка продают данные клиентов или произошла утечка, пишет издание. Базы с информацией о владельцах счётов выставляются на продажу в анонимных телеграм-каналах, говорят эксперты <<Коммерсанта>>.
Также сотрудник издания утверждает, что однажды сам присутствовал при совершении подобной сделки.
Корреспондент <<Ъ>> случайно стал свидетелем покупки данных клиента Сбербанка у человека, предлагавшего такую услугу через телеграм-канал. Зная номер телефона, он за 99 рублей был готов узнать о наличии счёта человека в банке, за 2,5 тысяч рублей — полный номер банковской карты, за 2 тысячи рублей — выписку операций за один месяц, за 8-10 тысяч рублей — кодовое слово, за 5-6 тысяч рублей — паспортные данные владельца, включая прописку. Продавец предлагал совершить любую операцию по любой карте банка и через минуту сообщал остаток по карте, сумму и время операции, соответствовавшие действительности.
Представители Сбербанка сказали, что в курсе подобных случаев и внимательно изучают аферы. Сотрудники предупредили, что работники банка никогда не будут сами звонить клиентам, а в случае подозрительных операций система против мошенников сработает автоматически. В Центробанке о таком жульничестве также знают, сказал источник РИА Новости, но, по его словам, <<проблема пока не стала массовой>>.
Представители кредитной организации также сказали, что делать, если вам звонят с номеров Сбербанка и представляются сотрудниками. По их словам, нужно не вступать в переговоры при подобных звонках, а затем обращаться в банк по официальным телефонам Сбербанка. Дело в том, что жулики способны подделать звонок с любого номера, но сами ответить на обращение по контакту или принять сообщение не могут.
Нередко мошенники пытаются обмануть пользователей в соцсетях. Так было с жителем Ливерпуля, которого жулик попытался убедить в выигрыше крупной суммы денег. Но парень оказался не промах: знатно потроллил афериста и отомстил за всех обманутых юзеров.
А начитавшись постов об обмане владельцев карт, начинает казаться, что лучше уж хранить деньги дома, в стеклянной банке. И это не самая плохая идея. Но если вы собачник, то подумайте дважды, ведь четвероногие уже демонстрировали хозяевам навыки подкованных воришек и взломщиков.