Пока в Орле только готовятся сгибать на скорость арматуру об голову к 9 мая, в Москве уже прошло дефиле патриотической моды, организованное «Молодой гвардией Единой России». Корреспондент TKSAG Дмитрий Окрест сходил на показ мод и, надеясь сохранить остатки самообладания, пытался понять: тряпочные ордена во всю грудь — это дань памяти ветеранам или гротеск?
«Молодой человек, молодой человек, ну возьмите ленту?, — говорит при входе девушка с клубком георгиевских ленточек. — А если есть, то что же вы ее не наденете?»
Черно-оранжевая лента как знак лояльности видна на запястьях, сумках, ремнях. Юноши предпочитают вязать ее бантом на отворот пиджака, девушки вплетают в косы или делают венки. В московском клубе ДК «Лофт» стартует конкурс российских дизайнеров #Победа70. Клуб расположен на территории закрытой ткацкой фабрике-гиганта «Трехгорка», где теперь базируются выставочные залы и кафе.
Предпраздничное мероприятие подготовила «Молодая гвардия Единой России», молодежная сборная партии власти. На финальном показе, приуроченному к юбилею, собралось порядка 130 человек, но к середине вечера из-за духоты многие кресла уже пустуют.
Ведущим показа мод стал финалист проекта «Голос» Василий Туркин. Он открыл вечер, исполнив песню Олега Газманова «Господа офицеры». На строчке «Тем, кто, бросив карьеру, живота не жалея, свою грудь подставляет за Россию свою» часть присутствующих встает, оторвавшись от айпадов. Неожиданно у поющего ленточка падает на пол, ведущий уже заносит ногу над ней, но со всех сторон доносятся голоса: «Осторожно, осторожно!».
Первыми свою коллекцию показали спортсмены из боксерского клуба Lipovoy Gym.
<<Денежные знаки вперемешку с проповедью,
Святость, заляпанная невинною кровью, и
Вожди точат ножи, запуская дезу,
Власть в руках опричников-головорезов>>
Под песню рэпера «Баста» на подиум выходит десяток боксеров.
Наверху — майки с золотыми погонами и гигантскими орденами победы на груди. Снизу — шорты, на которых сзади нашиты яркими цифрами «1941-1945». Каждый выход модели в кепке с широким козырьком заканчивают отработкой нескольких боксерских ударов и демонстрацией указательного пальца вверх.
Несмотря на тематику дефиле, происходящее больше похоже на светский раут — как и в любом столичном клубе, молодежь предпочла надеть зауженные штаны и рваную джинсу со стразами. Немногие зрелые мужчины, похожие на партийных функционеров, надели пиджаки. Они предпочли остаться в тени, пока молодежь делает селфи на фоне надписи «Победа70», составленной из георгиевских лент.
Главный информационные спонсоры — общественно-политический журнал «Политраша» и Агентство гражданской журналистики «Ридус», чей главред Андрей Гулютин прежде руководил сайтом «Молодой гвардии». Работают камеры «Центрального казачьего войска» и «Первого канала».
После боксеров следом к Вечному огню — звезде из пластмассовых цветов, над которыми горит искусственное пламя, — выходят модели с выбритыми висками и татуировками. Они одеты в коллекцию дизайнера по прозвищу Алекс Раус, молодого человека в джинсах-скинни и косухе. Накаченные юноши и щуплые девушки дефилируют в белоснежных футболках, на которых написаны названия города-героев (Сталинград, Ленинград, Новороссийск) и нарисованы олицетворяющие их памятники (Родина-мать, Медный всадник).
«Что там у нее написано? Новороссия?», — уточняет у подруги одна из зрительниц в ярких лосинах. Над публикой кружат картонные голуби и самолетики, подвешенные на веревки.
Во время выхода моделей играет классическая музыка, на экране пролетают кадры из военной хроники — работники тыла у станков, крестьяне собирают колосья. Хронику сменяет перечисление городов-героев, неожиданно на экране появляется слово «Керч» — украинское название крымского порта.
Пока жюри обсуждает коллекцию, ведущий Туркин настойчиво просит не забывать пользоваться инстаграмом и непременно ставить хештег #Победа70. На протяжении месяца под этим хештегом почти ежеминутно со всех регионов в соцсетях публикуются отчеты к подготовке юбилея: репетиция парада, поздравления ветеранов, уроки патриотизма в школах. Во время паузы ведущий интересуется у публики, что понравилось. «Ну вот это!», — говорит сидящая в первом ряду девушка и руками показывает медали из коллекций боксеров. — Ну очень патриотично!».
«И что, вы готовы прямо сейчас поменять свою майку Супермена на нашу, патриотическую?», — интересуется Туркин. Девушка тут же соглашается.
У большинства пришедших на одежде нет надписей на английском языке, исключение составляют брендовые вещи от Adidas и российской компании Bosco. В этот вечер скорее можно встретить надписи «Тульский Токарев. Оружие победы» или «Команда 2018» (2018 — год очередных президентских выборов).
«Спасибо ветеранам, благодаря которым у нас свобода, дружеская атмосфера. Мы собрались в этом лофте, чтобы воспроизвести атмосферу землянки, где сталь переливали в пули, — говорит ведущий в лакированных туфлях. — Вы ведь все знаете, что такое мартеновские печи? Это очень важно, чтобы молодежь знала историю» К слову, мартеновские печи — это огромные печи, в которых загружают сотню тонн чугуна>>
В финале публике представляют коллекцию платьев в цветах георгиевской ленты и пышное платье от Валентина Юдашкина под названием «Голубь Мира». В это время молодые люди в кителях и штанах цвета хаки выпускают белоснежных голубей. Победителям объявлены Алекс Раус и Дима Нео, он создал принты с изображением постаревших участников войны и надписью «Спасибо деду за победу». Призовой фонд составляет лишь 100 тысяч рублей, но в кулуарах активно обсуждают перспективы продвижения линейки в центральных магазинах.
«Такая тема, 70 лет — это супервостребовано будет, — обсуждают конкурс курящие на выходе девушки в джинсовых комбинезонах. — Ты только представь: блогеры будут фоткаться в этом, популяризировать, это ведь жутко полезно для страны — это то, что нам и нужно»