Художник ослеп, но нашёл свой способ продолжить творчество. И его картины похожи на произведения Клода Моне
Из-за болезни художник ослеп и уже навсегда распрощался с творчеством, но всё-таки нашёл в себе силы продолжить любимое дело. Чтобы научиться рисовать вслепую, ему пришлось разработать собственную технику живописи, а картины, которые у него при этом получаются, стилистически напоминают произведения Клода Моне, но оказались намного долговечнее.
Стамен Карамфилов — 76-летний художник из города Пловдив, Болгария, всю жизнь занимался реставрацией икон и пейзажной живописью. Однако в 2014 году с ним случилось самое ужасное, что может пережить живописец: он потерял зрение из-за глаукомы и полностью ослеп на правый глаз, левый при этом сохранил 0,08 процента способности восприятия. Поначалу художник утратил надежду продолжить творчество и даже подумывал о самоубийстве, но в 2015 году понял, что не всё потеряно, пишет The New York Times.
Когда врачи сказали мне, что я никогда больше не увижу мир как прежде, я был в отчаянии. Я перекинул ногу через парапет восьмого этажа, но подумал, что выход есть всегда.
Карамфилов обнаружил, что всё ещё может почувствовать разницу между светом и тьмой левым глазом, а творческий инстинкт и навыки, накопленные за его долгую профессиональную карьеру, никуда не исчезли.
Мастер понял, что привычными техниками рисовать уже не сможет, поэтому, будучи реставратором икон, вспомнил об энкаустике — старинной технике живописи, которая была известна ещё древним грекам, римлянам и египтянам, а также применялась при создании многих раннехристианских икон. Особенность энкаустики — воск, который используют в качестве связующего вещества для расплавленных красок.
Однако Стамен использует эту технику не в её классическом виде — он усовершенствовал энкаустику.
<<Я разработал метод отбеливания воска на солнце и покрыл им холст с чёрной основой, а потом расплавил ещё немного воска газовой горелкой до температуры от 800 до 1200 градусов и смешал его с красками>>, — рассказал художник.
По его словам, воск препятствует доступу кислорода, поэтому цвета картин могут сохранять свою глубину на протяжении пяти веков. Даже если залить такую картину серной кислотой, она не пострадает.
С помощью такой оригинальной техники Стамен смог продолжить своё творчество, рисуя пейзажные картины, некоторые из которых обрели лёгкий оттенок абстракции.
Я рисую только на чёрных холстах, потому что могу распознать лишь тёплые цвета — оранжевый, красный, светло-зелёный. Но у меня получается рисовать только когда ясно и солнечно — так я вижу тени, а в пасмурную погоду и в темноте не могу.
Готовясь к созданию очередной картины, художник сначала представляет её, стоя в нескольких сантиметрах от холста и мысленно разбивая изображение в своей голове на маленькие квадраты. После этого он покрывает холст расплавленным прозрачным воском, который делает его поверхность идеально гладкой и позволяет Стамену чувствовать линии, которые он выводит.
Прикасаясь к холсту, я могу понять, где я нарисовал дерево, а где солнце.
Работы Стамена Карамфилова выставляли в Германии, Греции, Турции и других странах. Всего за свою карьеру он успел организовать 32 выставки, но все они прошли до потери зрения. Теперь главная цель художника — сделать 33-ю выставку, и он уже близок к этому.
Почему нет? В этом году мне исполнится 77 лет, так что 33-я выставка звучит не так уж и плохо.
Свою авторскую технику Стамен сейчас передаёт ученику, чтобы тот тоже мог однажды создать долговечное произведение искусства. Однако некоторые картины сохраняют свой вид долгие годы и без покрытия воском — как <<Портрет женщины>> Густава Климта, который похитили с выставки 20 лет назад и долгое время не могли найти, хотя он всё это время оставался на стене галереи, правда, не внутри.
Уникальные картины могут создавать не только люди. Настоящий талант художника в себе открыл норвежец Дарий, да такой, что его произведения покупали ценители искусства. Ещё бы, ведь Дарий был не просто одарённым творцом, а ещё и самой настоящей домашней крысой.