Кто такой Дюран. Анонимный художник из Питера — о <<Бесконечной шутке>>, хайпе, мемах и постиронии

Василий Басов Василий Басов

Анонимный художник Duran (Дюран) — один из самых известных авторов (если так можно сказать про анонима), который стал популярен благодаря остроумным постам в российских соцсетях. Недавно Дюран выпустил эпический комикс <<Бесконечная шутка>>, после которого художника даже начали сравнивать с режиссёром Кристофером (Гением) Ноланом. TKSAG поговорил с Дюраном о том, что помогает рождаться в голове новым мирам, сколько можно заработать на интернет-комиксах, а также об анонимности и постирании. Да и вообще попытался узнать, кто такой этот Дюран.

21 июня российский анонимный художник Дюран закончил работу над своим самым большим комиксом под названием <<Бесконечная шутка>>. Он выходил частями в течение месяца и в итоге занял 99 страниц. Запутанное произведение с массой неожиданных поворотов рассказывает о герое анекдота, который в определённый момент осознал, что вокруг него находится вымышленный мир, и попытался из него выбраться.

Поняв, что он находится в анекдоте, главный герой, взяв себе имя Иван, решил попробовать вырваться из бесконечной шутки через огромный рот в небе, но в итоге начал попадать всё в новые и новые миры-анекдоты, из которых нужно было успеть выбраться за короткий промежуток времени. Потому что когда анекдот закончен, он распадается на смех.

По пути герой теряет друзей и знакомится с новыми персонажами — некоторые из них тоже знают, что находятся в анекдоте, и дают Ивану подсказки, как выбраться из бесконечной вселенной юмора.

Эпохальный комикс мгновенно разлетелся по соцсетям, развлекательным сайтам и попал в крупные СМИ. Дюрана за сюжет произведения, внезапные повороты и игры со временем даже начали сравнивать с режиссёром Ноланом. Ну или решили, что он мог бы снять фильм по комиксу анонимного художника.

Про <<Бесконечную шутку>> и про то, как придумать в голове целый мир

Дюран рассказал TKSAG о том, как вообще можно придумывать такие сюжеты в своей голове. По его словам, это не выглядит так, словно садишься и целенаправленно думаешь над сюжетом.

Мне кажется, это всё работает подсознание. То есть сначала нужно загрузиться задачей, отдать эту задачу своему подсознанию, а потом заняться какими-то другими делами, желательно даже не связанными с темой, на которую ты сейчас должен думать. Занимаешься чем-то другим, а потом раз в день, допустим, спрашиваешь себя: <<Есть ли мне что сказать по поводу задачи, которую ты себе задал>>.

Если бы я сел и придумывал этот комикс большой, то он получился бы совершенно другим и, мне кажется, менее удивительным, менее неожиданным. Он был бы ещё более логичным, но что-то бы потерялось, что-то особенное.

Для поклонников Дюрана есть хорошие новости. Художник рассказал, что затевает новый эпический проект. Редактор TKSAG спросил, не опасается ли автор, что <<Бесконечная шутка>> затмит другие работы и новые читатели буду вспоминать Дюрана только как <<автора того самого комикса>>.

Таких опасений у меня нет, поскольку, во-первых, нельзя постоянно оглядываться на мнение подписчиков, потому что если ты будешь потакать их вкусам, то застрянешь, там, в 2014 году, когда что-то хорошее сделал. Я стараюсь на это никак не оглядываться. Я, конечно, обращаю внимание на критику, но просто принимаю её во внимание.

Это во-первых, а во-вторых, у меня было несколько идей, несколько заготовок, из которых можно было вырастить гигантскую историю. И <<Бесконечная шутка>> мне казалась самой простой из них, самой реализуемой, самой готовой, поэтому я начал с неё. Но я сейчас готовлюсь к тому, чтобы запустить следующую историю. Она будет, на мой взгляд, интереснее, серьёзней. Она будет совершенно другой.

Как совместить славу и анонимность

Дюран стал известен в интрнете задолго до <<Бесконечной шутки>>. Свой паблик во <<ВКонтакте>> он ведёт уже около восьми лет. Из него вышли десятки известных комиксов, многие стали использоваться как шаблоны для мемов. Вы, наверняка, их видели в соцсетях и на развлекательных сайтах.

Несмотря на популярность, Дюран все эти годы сохраняет анонимность. И на вопрос, не было ли желания раскрыть карты и рассказать, что ты — Дюран, отвечает <<нет>>.

Мы ведь говорим об интернете, а в интернете главное, чтобы стояла обратная ссылка. Мне этого достаточно, я не тщеславный. Стоит обратная ссылка — замечательно, значит, придут люди, увидят, что у меня есть что-то ещё, что я регулярно пощу, поэтому они подпишутся. А чтобы они мне на улице кричали, узнавали, я бы этого не хотел.

О деньгах, рекламе и краже контента крупными пабликами

Основной площадкой для Дюрана служит <<ВКонтакте>>. Именно там он начал впервые публиковать свои ироничные рисунки, а потом развивал паблик параллельно с развитием соцсети. Художник говорит, что не платил за рекламу и не вкладывался в раскрутку паблика, а просто успел попасть в волну, <<когда людям во <<ВКонтакте>> ещё некого было читать и они подписывались на всё подряд>>. Сейчас, по словам художника, подписчики растут далеко не так активно, как в прошлом.

Раньше приходилось сталкиваться и с кражами контента. TKSAG писал, как крупные паблики-агрегаторы зарабатывают огромные деньги, воруя оригинальный контент у автора. Анонимный художник не стал исключением, хотя соцсеть и начала делать попытки бороться с кражами интеллектуальной собственности.

Появился алгоритм <<Немезида>>, и паблики начали получать страйки за то, что не первыми загрузили контент. Это преподносится под соусом того, чтобы паблики постили оригинальный контент, но, не знаю, 99 процентов пабликов <<ВКонтакте>> — это агрегаторы. Поэтому сейчас страйки ставит паблик, который успел что-то вытащить с Запада раньше, чем тот, который не успел это сделать. Буквально один админ встал рано утром, запостил картинку с Запада, в обед встал админ, запостил такую же и получает страйк. Такой уже страйкбол агрегаторов между собой. Авторские паблики ни при чём, получается.

Агрегаторы зарабатывают сотни тысяч рублей на рекламе. Дюран говорит, что в принципе мог бы и сам получать стабильный доход с помощью своего паблика. Но создавал его не для этого.

Теоретически можно было бы жить за счёт <<ВКонтакте>>, работать на это, зарабатывать на этом более систематично, чем это делаю я. Но мне хотелось, чтобы это было всё-таки творчеством, поэтому рекламные посты появляются, но так, поскольку-постольку. Большую часть рекламных запросов, которые ко мне приходят, я не реализую.

По словам Дюрана, чтобы начать что-то рекламировать, он сам должен быть уверен, что это что-то хорошее.

Это должно быть то, что я сам попробовал и мне понравилось. То есть если ко мне приходят и говорят: <<Прорекламируй фильм>>, а я его не видел, то я его не рекламирую. Или как минимум если у меня есть какое-то доверие к этому режиссёру, я сам жду этот фильм, тогда я за это берусь.

Ещё один нюанс в том, что Дюран, по его словам, не меняет цену в зависимости от клиента.

Мой ценник не меняется в зависимости от крупности бренда. То есть если придёт какой-то крупный бренд, у которого, я знаю, по-любому есть деньги, то ценник от этого не изменится. Мне всё равно приходится то же самое рисовать, тратить то же самое время.

Про политическую рекламу

Накануне президентских выборов всплыл скандал о популярных блогерах, которые опубликовали видео и записи с призывом идти голосовать, но потом заявили, что их подставили. К Дюрану, как оказалось, тоже обращались с политическими предложениями.

Да, приходили, в прошлом году. Я не помню, что-то не сложилось. Честно говоря, я забыл уже, что это было, но это было. Не то чтобы я не работал с какими-то политическими партиями, просто мне хотелось найти какое-то рациональное зерно, найти конкретные факты, и тогда люди уже сами решают: голосовать за кого-то или не голосовать. Моё дело — выразить это максимально честно. А так я ничего плохого в политической рекламе не вижу.

Про работу и время

Несмотря на то, что Дюран (с его слов) не зарабатывает с пабликов какие-то стабильные деньги, у художника, по его словам, в настоящее время нет стабильной, обычной работы, на которую нужно приходить и работать с 9 до 17 часов. Тем не менее на создание контента тоже уходит много времени.

Любой проект, лично для меня, на 90 процентов состоит из того, чтобы его придумать, обдумать, а для того, чтобы его нарисовать, уходит полдня максимум. Комикс, который я сейчас выкладывал <<(Бесконечную шутку>>), я публиковал раз в неделю, но рисовал за полдня до того, как я это выкладывал.

Может показаться, что на это не тратишь время, но на самом деле я об этом думаю, а потом рисую.

Про скуку и эмиграцию

Редактор TKSAG узнал у Дюрана, не превращается ли постоянное творчество в работу, а наполнение паблика — в рутину.

Мне это нравится. Пока ничего настолько же не нравилось. Поэтому вряд ли можно ожидать, что я в ближайшие пару лет перестану вести свой паблик.

Эмигрировать Дюран из России (а он живёт в Санкт-Петербурге) тоже не собирается.

Например, программист, если он уезжает в другую страну, он может быть там полезен. Но я работаю с русским языком, можно сказать, с русской культурой. Поэтому если я буду работать через интернет, я всё равно буду наблюдать за тем, что происходит в России.

Паблик у меня связан именно с этой страной… отсюда работать удобней.

Про хайп, постиронию и мемасы

TKSAG узнал у Дюрана, что он думает о хайпе и постиронии. Первого, по его словам, он старается избегать.

Мне на самом деле не нравится следовать за хайпом, поскольку я за ним, видимо, долгое время следовал. Невольно, подсознательно. А сейчас, наоборот, стараюсь, если тема хайповая и все они сигналят, наоборот, игнорировать. Например, вы не найдёте у меня никаких постов про футбол. Поскольку я не смотрю футбол, он мне не интересен, даже если проходит у нас.

Мы поинтересовались у Дюрана, как он относится к волне постиронии, а также о том, как изменились вкусы аудитории за то время, что он ведёт свои странички в Сети.

Постирония — вы имеете в виду что-то намеренно несмешное? <…> Ну, это тема для дискуссии. С одной стороны, это всё достаточно логично развивается, прямо перед нашими глазами. Мы видим, что вот это новое поколение приходит, и они просто не обязаны любить то, что нравится поколению старшему.

Это везде так. Это и в музыке так: пытается новое поколение придумывать что-то новое, уникальное, и, возможно, это не всегда хорошо, непонятно старшей аудитории. Но в то же самое время я на это смотрю с энтузиазмом, мне всегда интересно, что там новое популярно.

То же самое в юморе. Я отношусь к этому скорее с энтузиазмом. Меня скорее раздражает использование каких-то старых мемов, когда вокруг ничего не происходит. Можно заметить, когда новые мемы не появляются, стараются использовать старые мемы, это как-то выглядит неинтересно. Или приходит настолько новый мем, но он высосан из пальца и лежит на поверхности только потому, что не лежит что-то мощнее.

Про интернет-зависимость

Один из главных вопросов для редакции как людей, зависящих от интернета: <<Дюран, как избавляться от инфошума и как вообще регулировать поток информации в интернете, если ты постоянно находишься в нём?>> Что ты сам читаешь?

Я подписан, мне кажется, ровно на столько пабликов или агрегаторов, сколько я смогу адекватно воспринять. То есть у меня нет какого-то ощущения, что на меня давит информация. А у тех людей, которые подписаны на 300 пабликов, я вообще не понимаю, о чём они говорят, не знаю, что у них в голове.

Как-то влияет на самосознание то, что ты постоянно находишься в интернете? (По словам Дюрана, 95 процентов времени).

У меня есть интернет-зависимость, но поскольку интернет-зависимость сейчас у всех, я не думаю, что это что-то плохое.

Это первая заметка из проекта TKSAG, где мы начинаем цикл статей и интервью с настоящими авторами, которые придумывают оригинальный контент для интернета. Те, кто пишет вам шутки, комиксы, рассказы. Вы всё это видели, а мы расскажем о тех, кто это делает.

Ведь в краже рисунков, при всех его достижениях, обвиняли даже Илона Маска за его знаменитую картинку с единорогом. А вот Тейлор Свифт смогла отстоять свою честь, когда на неё подали в суд за скопированные у других исполнителей тексты. Потому что суд послушал композиции и решил, что эти тексты слишком банальны.