Увидеть углекислый газ и почувствовать крылья за спиной. VR-проект показывает, как животные воспринимают мир

Дмитрий Степин Дмитрий Степин

Лондонская студия дизайна разработала проект в виртуальной реальности, с помощью которого можно увидеть природу такой, какой её видят животные, и даже ощутить, что чувствует лягушка, когда квакает, или стрекоза, когда машет крыльями. Особенно сильно такое погружение в природу впечатляет совсем неподготовленных посетителей.

Проект <<Глазами животного>> от студии дизайна Marshmallow Laser Feast погружает человека в виртуальную реальность, где он может почувствовать себя представителем другого вида. Но прежде чем посетители наденут VR-шлемы, им на очень простом примере демонстрируют пропасть между человеком, живущим в современной цивилизации, и живой природой, пишет The Next Web.

В начале сеанса Эрсинан Эрсин, креативный директор студии, показывает посетителям несколько логотипов крупных брендов и спрашивает, кто может их узнать. Обычно аудитория узнаёт их безошибочно. Затем он показывает шесть видов листьев, и большинство людей не может ответить, с каких растений они взяты. По словам Эрсина, люди много говорят о защите природы, но не могут различить даже несколько листьев, и его команда хочет это исправить.

Для погружения человека в восприятие животного команда Marshmallow Laser Feast отталкивалась от термина <<умвельт>>, которую ввёл в начале XX века биолог Якоб Иксюль и развил спустя несколько десятилетий семиотик и лингвист Томас Себеок. Умвельт — это комбинация зрительных, тактильных и всех остальных ощущений от окружающего мира, уникальная для каждого вида из-за разницы в органах чувств. Британские специалисты придумывали способ имитировать умвельт для каждого из видов, которые они выбрали.

Например, по словам Эрсина, самки комаров способны видеть углекислый газ — это позволяет им отслеживать, где находится их жертва. А стрекозы видят более широкий спектр световых волн, чем люди, и их взгляд на тот же самый лес будет очень сильно отличаться.

Авторы проекта провели 360-градусное сканирование местности в подходящем лесу и составили его цифровую карту. Затем её дополнили элементами, которые видели бы разные животные. Посетители во время сеанса находятся в этом же лесу — они должны чувствовать шуршание листьев и мягкую землю под ногами и замечать запахи леса. Очки виртуальной реальности, дополненные специальными шлемами, показывают им окружающее пространство таким, каким его не способен уловить человеческий глаз — подобным образом фотограф из США показывает цветы в том спектре, в каком их видят насекомые.

Ещё одно достижение команды Эрсина — специально разработанное устройство, которое крепится на спину, как рюкзак, и издаёт звуковые колебания. С его помощью человек может получить ощущения, которые есть у животных, обладающих совсем другим строением тела. Например, когда человек погружается в восприятие лягушки, он физически чувствует <<своё>> кваканье, а в качестве стрекозы чувствует взмахи крыльев за спиной.

А пока британские разработчики создают симуляцию, максимально приближённую к природе, в Японии делают наоборот: там VR-энтузиасты максимально подробно воссоздают предельно искусственную обстановку — салон бизнес-класса в самолёте, в котором можно насладиться роскошью, но никуда при этом не лететь. По крайней мере, в таких местах ниже риск повторения истории, когда в виртуальном чате у участника случился приступ, а собеседники не могли ему помочь и только бессильно наблюдали, как бьётся в припадке его аватар.