IKEA сняла для Китая рекламу про <<женщин-неликвид>>, и компании пришлось извиняться

Даниил Александров Даниил Александров

Ролик мебельной компании IKEA, эксплуатирующий популярный в Китае образ женщины, <<засидевшейся в невестах>>, пришлось удалить из всех официальных аккаунтов, а затем опубликовать извинения. Реклама, в которой родители сходят с ума от счастья из-за того, что дочь привела домой мужчину, многим показалась сексистской. Для женщин, не вышедших замуж после 27 лет, в разговорном китайском языке есть слово, которое можно перевести как <<неликвид>>. Покупатели решили, что ритейлер не должен поддерживать унизительные гендерные стереотипы.

IKEA столкнулась в Китае с той же проблемой, что и Audi несколько месяцев назад (тогда китайский офис автопроизводителя выпустил дичайше сексистский ролик, в котором будущая свекровь осматривала невесту как лошадь на базаре). Теперь шведская мебельная компания сняла рекламу для китайского рынка, но через несколько дней решила отозвать её и удалить ролик из всех аккаунтов из-за протестов. Многие в Китае решили, что реклама эксплуатировала гендерные предрассудки.

По сюжету, девушка обедает с родителями, которые недовольны тем, что она до сих пор одинока. Девушка говорит: <<Ну, мааам…>>

Если в следующий раз не приведёшь домой парня, не называй меня мамой!

Тут появляется молодой человек. Увидев потенциального <<жениха>>, родители моментально преображают квартиру: меняют обстановку в кухне, ставят новые приборы, переодеваются и принимают <<дорогого гостя>>. Они подкладывают ему в тарелку еду, пока девушка замерла в прострации.

Ролик ещё сохранился в китайских соцсетях и в виде экранной копии на YouTube.

 

В соцсетях пользователи стали массово протестовать, пишет BBC.

Это дискриминация одиноких женщин и вообще одиноких людей. Нет парня — и собственные родственники к тебе относятся с сочувствием. Какие ценности вы проповедуете?

Нельзя использовать стереотипы в рекламе, считают другие.

Даже если такие ситуации действительно встречаются во многих семьях, это не значит, что можно снимать такую рекламу. Потому что это неправильно.

На этой неделе компания опубликовала в своём аккаунте на Weibo официальные извинения на китайском и английском языках.

IKEA известно о негативных отзывах наших покупателей на рекламный ролик компании. Мы понимаем беспокойство, которое вызвал показ ролика на телевидении, и приносим свои искренние извинения за неверное впечатление, которое он произвёл. В этой рекламе мы попытались показать, как IKEA может помочь своим покупателям легко и доступно преобразить гостиную и кухню, чтобы совместно отмечать радостные мгновения жизни.

Не всех, кто оставил под постом комментарии, устроили оправдания руководства.

И это нам показывает компания из страны, где права женщин находятся на высоте. Как вообще IKEA пришло в голову снимать такую рекламу.

Другой комментатор пишет:

Как мировой бренд IKEA должна приносить в Китай лучшее, что есть в мире. Не надо учиться тому плохому, что есть в Китае, и делать это достоянием мира.

В Китае существует проблема с отношением в обществе к молодым незамужним женщинам. В языке есть даже специальное разговорное слово — <>, что можно перевести как <<оставшиеся женщины>>, <<остатки>>, <<неликвид>>. Женщина старше 27 лет, не вышедшая замуж и не родившая ребёнка, подвергается сильному давлению общества.

<<Ты женщина-неликвид>>.

Недавно косметическая компания SK-II сняла небольшой документальный ролик, полностью противоположный по своей сути рекламе IKEA: в нём показано, с чем приходится сталкиваться женщинам в Китае, которые по тем или иным причинам не выходят замуж до 30, в том числе по собственному желанию. Давление общества поддерживается даже государством, и слово <<неликвид>> можно услышать на госканалах, прочитать в правительственных газетах.

А вот в Великобритании некоторые женщины не стесняются говорить о том, что не могут встретить любовь, хотя им самим кажется, что уже пора. Одна из них даже нашла для этого хорошую причину: она слишком привлекательна, чтобы найти себе бойфренда. С этой мыслью женщина даже пришла на ток-шоу, и лицо ведущего во время её монолога достойно хорошего портрета.

В августе 2017 года российское издательство навлекло на себя гнев общественности книгой «Взросление для мальчиков». В книге объяснялось, что грудь нужна девочкам, чтобы они выглядели взрослыми и привлекательными. Ярость интернета оказалась настолько сильна, что издательство пообещало всё поправить и издать книгу заново.