Бесплатный провоз багажа хотят запретить, а ручную кладь — ограничить. Правда ли это и что теперь изменится?

Анастасия Аринушкина Анастасия Аринушкина

25 июля в российских соцсетях пронёсся слух, что российские перевозчики собираются отменить бесплатный провоз багажа. Кроме того, из вещей, которые не включаются в бесплатную ручную кладь, исключаются верхняя одежда, техника, книги и многое другое. Люди начали бояться, что теперь им придётся сдавать в платный багаж практически все свои вещи вплоть до носков и путешествовать в одном белье.

После того как СМИ написали о возможной отмене ручной клади, по твиттеру пронеслась волна возмущения. Кто-то писал о жадных российских чиновниках, кто-то — о не менее жадных авиакомпаниях. Досталось и Владимиру Путину, по чьей инициативе якобы и хотят убрать бесплатный багаж из перелётов.

Насколько обоснована паника среди пассажиров авиакомпаний? Стоит ли действительно начинать священную войну против перевозчиков или можно ещё подождать?

Законопроект ещё не одобрен

На сегодняшний день изменения в Воздушном кодексе РФ пока не приняты. 25 июля прошло голосование в Совете Федерации, и хотя сенаторы высказались за, документ ещё должен быть подписан президентом. Обычно не остаётся сомнений в том, что закон будет принят окончательно, если он прошёл голосования в Госдуме и Совете Федерации. Но не на этот раз.

Так, крайне недовольна предложенными поправками осталась председатель Совфеда Валентина Матвиенко. Она раскритиковала нормативный акт Минтранса по требованиям к ручной клади в самолёте и даже потребовала <<наказать административно автора>>.

Что касается ручной клади. Вы там какую-то чушь написали, что нельзя проносить телефоны, книги, цветы, верхнюю одежду. Кто автор этого нормативного акта? (…) Это безответственность. Сергей Алексеевич, прокомментируйте эти глупости, которые там написаны, если они имеют место. Валентина Матвиенко, Председатель Совета Федерации

Несмотря на критику от председателя, большинство сенаторов проголосовали за и законопроект был направлен президенту. Хотя другие сенаторы тоже негативно отозвались о поправках. Так, сенатор Андрей Клишас, который ранее выступил за отклонение закона, порекомендовал Минтрансу снять с портала проект нормативного акта, потому что <<ситуация стала только хуже>>. Сенатор Людмила Нарусова предположила, что данный закон <<лоббирует интересы авиаперевозчиков>> и не отвечает интересам избирателей.

В министерстве транспорта закон, предусматривающий право авиакомпаний отказаться от бесплатного провоза багажа, активно защищают. Министр транспорта Максим Соколов заявил в интервью ТАСС, что большинство пассажиров, купивших невозвратные билеты, уже сейчас путешествует без багажа. Между тем, эта мера позволит удешевить стоимость билетов на 10-20 %. Кроме того, он заявил, что предложение об изменениях исходит от самого Владимира Путина.

Законопроект принят по поручению президента и направлен на то, чтобы люди, которые пользуются невозвратными тарифами, летали ещё дешевле. Многие пассажиры не берут с собой багаж, и их не так мало.

Что сделали авиакомпании

Такие крупные авиакомпании как <<Аэрофлот>> и S7 пока никак не отреагировали на возможные поправки в Воздушном кодексе. А вот на сайте авиакомпании <<Победа>> появилось сообщение о том, что если законодательство о провозе багажа действительно изменят, то она обещает снизить цены вплоть до 20 %.

Кроме того, в пресс-службе компании заявили, что почти половина её пассажиров не возит с собой личные вещи, которые не учитываются в качестве багажа. Правда, осталось непонятным, имелась ли в виду верхняя одежда, телефон, ноутбук или что-то другое.

Сейчас около 40 % пассажиров «Победы» путешествуют налегке и не пользуются правом провоза 10 килограмм багажа и большинства личных вещей, предусмотренных федеральными авиационными правилами.

Между тем, <<Победа>> нарушает закон уже сейчас: по правилам компании, мобильные телефоны и персональные электронные устройства можно провозить только в качестве ручной клади.

Поскольку закон прошёл все основные этапы голосований, высока вероятность, что его примут окончательно. Но надежда, что из-за недовольства многих политиков и общественной критики в него всё-таки внесут изменения или отклонят, остаётся.

Что изменится с принятием законопроекта

На сегодняшний день любой авиаперевозчик по закону обязан бесплатно принять до 10 килограмм багажа. Эти правила касаются не только крупных авиакомпаний, но и лоукостеров. Новый законопроект предусматривает, что авиакомпании могут предоставлять право провоза бесплатного багажа по собственному усмотрению. Впрочем, это касается только невозвратных билетов, закон о которых приняли немного раньше — в 2014 году.

Договор воздушной перевозки пассажира может предусматривать норму бесплатного провоза багажа или не предусматривать такую норму.

В связи с принятием закона Минтранс подготовил нормативный акт, который как раз и вызвал резкую критику Матвиенко. На данном этапе он действительно выглядит непроработанным. Согласно этому акту, вес ручной клади ограничивается пятью килограммами, притом из списка перечня вещей, не подлежащих взвешиванию, исключили папку для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхнюю одежду, книги и журналы, телефон, фотоаппарат, видеокамеру и портативный компьютер. Все эти предметы должны буду входить в ручную кладь — в пять килограмм.

Теперь, если пассажир хочет провезти с собой, например, зимнюю куртку или томик <<Войны и мира>>, то ему придётся их взвешивать. А также надеяться, что вещи не превысят лимит — иначе за них придётся заплатить. Правда, пока остаётся непонятным, каким образом будут учитывать и взвешивать, например, верхнюю одежду: можно ли ехать бесплатно в тонкой куртке? А если поверх куртки надет жилет, то он будет верхней одеждой, а она нет?

На самом деле из закона не следует, что авиакомпания в обязательном порядке должна исключить бесплатный багаж из невозвратных билетов. Есть вероятность, что для купивших их пассажиров по-прежнему ничего не изменится. Впрочем, если учесть радостное сообщение <<Победы>>, надежда эта призрачна.

Как делают за границей

Обычно правила провоза устанавливают непосредственно сами авиакомпании, и они могут серьёзно различаться даже в пределах одной страны. Например, перевозчик ОАЭ Emirates позволяет бесплатно взять ручную кладь или сумку от ноутбука весом до семи килограмм. Другая авиакомпания — Etihad Airways — позволяет также провезти до семи килограмм ручной клади, но ноутбук, а также техника, верхняя одежда и прочие вещи, совпадающие с нынешним списком Воздушного кодекса РФ, тоже идут бесплатно.

Чаще всего вес ручной клади варьируются от 5 (китайская Air China) до 12 килограмм (нидерландская KLM). Некоторые авиакомпании не ограничивают ручную кладь по весу, но чемодан для неё не может превышать по размерам объём в 115 сантиметров. Так делают, например, American Airlines, Tuifly Niederlande и Easy Jet.

Больше всего повезло пассажирам авиакомпаний British Airways и US Airways. Эти перевозчики предоставляют своим пассажирам право на провоз ручной клади весом до 23 и 18 килограмм соответственно.

Авиакомпании традиционно становятся объектами для недовольства со стороны граждан. И порой тому причины куда более веские, чем багаж. Например, на днях клиентов возмутила видеозапись, на которой видно, как официанты элитного перевозчика сливают обратно в бутылки недопитые пассажирами напитки. А одна из клиенток <<Аэрофлота>> и вовсе требовала от авиакомпании крови за то, что её дочь сняли с рейса.