Зачем мэрия Москвы выделяет из бюджета десятки миллионов рублей на поддержку мобильного приложения и сайта «Активный гражданин», которым пользуются уже больше одного млн жителей столицы? Как выяснил TKSAG, благодаря проекту горожане не только выбирают цвета заборов и решают, как назвать парк в спальном районе, но и рассматриваются мэрией как электорат мэра на следующих выборах.
Электронная демократия, или иллюзия выбора?
Без малого год назад, 21 мая 2014 года власти Москвы запустили проект <<Активный гражданин>> для проведения еженедельных опросов среди горожан. Цели самые благие: жители столицы регистрируются на сайте или скачивают на телефон приложение, с помощью которого отвечали на вопросы о благоустройстве города, а власти, в свою очередь, обещают выполнить волю большинства.
В обмен на «электронную демократию» приходится делиться личными данными. При загрузке мобильное приложение запрашивает номер телефона. Затем следует просьба представить демографические данные, место жительства, указать профили в соцсетях. Формально все добровольно: чем больше информации оставит о себе «активный гражданин», тем больше баллов получит, которые потом сможет обменять на бонусы и специальные поощрения от мэрии, например, в виде бесплатного похода на каток.
Проект правительства Москвы представлен, как приложение с помощью которого жители могут, как сказано на сайте, <<напрямую влиять на принимаемые властями решения>>. За год было проведено более 460 таких электронных референдумов.
Из последних вопросов: как сделать запись к врачам удобной, как сократить очереди в поликлиниках, кто споет на главном выпускном страны. При этом решить наболевшие для горожан проблемы платной парковки, эвакуаторов, реформы здравоохранения или закрытия школ пользователям никто не предлагает.
Все так и задумано, рассказывает TKSAG источник, близкий к проекту <<Активный гражданин>>. По его словам, процедура отбора вопросов проходит в два этапа.
«Сначала столичные департаменты подают темы в контрольное управление мэрии, — рассказал наш собеседник. — Там отбираются <<важные для москвичей городские проблемы>>, это по официальной версии, а на самом деле – те вопросы, ответы на которые либо с большой вероятностью совпадут с интересами властей, либо вариант решения которых чиновников не особо беспокоит. Например, в конце прошлого года завершился опрос о графике школьных каникул. Очевидно, что это не принципиальный для властей города вопрос – по большому счету им все равно, как именно будут отдыхать школьники>>.
Источник TKSAG отметил, что важную роль играют и формулировки вопросов. Например, среди них много вопросов такого рода: <<С учетом сложившейся застройки, здесь (в Академическом районе ЮЗАО. – прим. TKSAG) возможно размещение объекта с моно-функцией: либо торговли, либо дома быта. А какой объект выберете вы?>> Далее – два варианта ответа: <<Объект бытового обслуживания>> или <<Объект торговли>>. Иных вариантов, вроде, благоустройства сквера или строительства детского сада не предусмотрено. То есть вопрос о том, что участок будет выставляться на торги, а затем передан инвестору уже решен.
<<Редкое исключение, когда чиновники ошиблись с вопросом, а мэрия как-то его опубликовала в приложении – вопрос по снижению скорости внутри Бульварного кольца с 60 до 40 км в час, – рассказал собеседник TKSAG. – Пользователи <<Активного гражданина>> проголосовали вопреки ожиданиям. Так что реализовать запланированную инициативу власти пока не смогли>>.
В пресс-службе «Активного гражданина» TKSAG подтвердили процедуру отбора вопросов.
«Не все вопросы можно отдать на откуп москвичам, есть ряд сложных вопросов, в которых органы власти должны принимать управленческие решения самостоятельно>>, — сказали представители проекта.
Точные данных о том, во сколько обходится мэрии проект <<Активный гражданин>>, неизвестны. <<Согласно открытым на портале <<Электронная Москва>> данным, только
По мнению экспертов, эта сумма в несколько раз превышает среднюю стоимость аналогичных проектов. <<Разработка такой системы как <<Активный гражданин>> может стоить от 3-4 млн до 15 млн рублей>>, – отметил в разговоре с TKSAG председатель совета директоров компании WikiVote! Василий Буров.
Сегодня – активный гражданин, завтра – лояльный властям избиратель
Какая цель у мэрии Москвы, потратившей несколько десятков миллионов на создание подобия «электронной демократии»?
Плюсы идеи «электронной демократии» очевидны: выстроить с помощью технологий диалог власти с обществом, создать у людей ощущение причастности к жизни города, убедить в прозрачности и реализуемости принятых решений.
Однако, как рассказал TKSAG близкий к проекту источник, <<Активный гражданин>> имеет и политические цели.
<<Помимо создания иллюзии выбора, у проекта есть внутренняя задача. С помощью <<Активного гражданина>> Ракова (Анастасия Ракова – заммэра Москвы, руководитель аппарата мэра и правительства Москвы—TKSAG) хочет собрать информацию о жителях Москвы и определить ядро электората мэра. <<Активный гражданин>> – это фактически инструмент фиксации и удержания лояльной власти аудитории среди активных интернет-пользователей, а также привлечения новых сторонников власти. При этом механика работы приложения позволяет выявлять предпочтения этих людей, оценивать их социально-экономический статус, а значит, впоследствии, перед выборами, сформулировать понятные и близкие им месседжи избирательной кампании>>, — говорит собеседник.
Специалисты <<Активного гражданина>> ведут постоянную и системную работу по анализу информации о пользователях проекта, отслеживают активность горожанина в голосовании, анализируют его интересы, ведут классификацию пользователей приложения по различным данным – социальное и семейное положение положение, пол, возраст.
Согласно документу стратегии развития проекта, который оказался в распоряжении TKSAG, в числе целей проекта – увеличить количество идентифицированных по ФИО и дате рождения пользователей к 2016 году в три раза (с 260 до 750 тысяч). Общее число пользователей планируется увеличить в два раза (с одного до двух млн. человек). Вторая важная цель – выявить среди всех пользователей лояльно настроенных по отношению к действующей московской власти.
В частности для этого специалисты проекта прорабатывают новые механизмы достижения целей. Согласно плану стратегии развития, для <<выявления лояльно настроенных к власти пользователей и удержания пользователей в проекте>> весной 2015 года в <<Активном гражданине>> будет введено голосование за городские новинки. Как сказано в документе, предполагается, что в месяц на голосование граждан будет выдвигаться одна городская новинка, например, гражданам предложат оценить карту для безлимитного проезда в общественном транспорте Primepass. <<Для оценки лояльности пользователя специалисты проекта проанализируют результат голосований как минимум по 10 новинкам>>, — говорится в стратегии.
Летом 2015 года планируется введение новой опции <<пользовательские голосования>>. Для жителей это – <<инструмент выяснить мнение окружающих (соседей, родителей в школе) и получить инструкции по решению вопроса>>. Для властей – привлечение в проект <<200 тысяч новых, идентифицированных пользователей>>.
<<Всего в Москве 30 тыс. домов, 120 тыс. пользователей АГ являются собственниками, – отмечается в документе. – В каждом доме с вероятностью 95% есть хотя бы один пользователь АГ. Допустим каждый месяц в 5% домов пользователи АГ инициируют голосование, допустим благодаря одному голосованию к проекту присоединяется (или активизируются) в среднем 5 новых (старых) пользователя (с идентификацией)>>
И третий способ мотивировать горожан на регистрацию в системе <<Активный гражданин>> – поощрения. Например, в начале марта пользователи <<Активного гражданина>> получили сообщение:
<<Спешим сообщить, что в 2015 году участников проекта «Активный гражданин» ждут новые акции, поощрения и специальные предложения. К примеру, мы уже вручили 500 билетов на главный каток страны на ВДНХ. Совсем скоро самым активным гражданам представится уникальная возможность посетить генеральную репетицию военного парада на Красной площади в честь 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Акции в проекте стартуют регулярно, и выиграть в одной из них можете именно вы. О победе мы сообщаем по электронной почте, которая указана в профиле, но у вас это поле – не заполнено. К сожалению, в этом случае мы не сможем с вами связаться и сообщить о выигрыше. Хотим спросить: почему вы до сих пор не заполнили поле с адресом электронной почты?>>
По информации источников TKSAG, в 2015 году суммарный бюджет на поощрения пользователей составит 50 млн рублей. А в 2016 году – увеличится в три раз 150 млн рублей. Из них 100 млн рублей предполагается получить через субсидию от города, а 50 млн рублей – через сотрудничество с такими крупными коммерческими организациями, как Сбербанк, РЖД, Ростелеком, МГТС, Почта России и пр.
После четырех лет правления президента Дмитрия Медведева в сети остались многочисленные островки «электронной демократии». Опросы наиболее успешного из них, сайта Российской общественной инициативы (РОИ), редко набирают более тысячи голосов без информационной поддержки Алексея Навального, портал «Электронная демократия» на момент написания статьи вообще оказался недоступен, при этом лидеры оппозиции на фоне ужесточения политического режима давно не вспоминают об идеях «облачного голосования».
Структуры Сергея Собянина сейчас, пожалуй, остались единственными внедрившими «электронную демократию» в повседневную жизнь горожан. Однако вступая в <<электронный диалог>> с городскими властями, оставляя о себе личную информации, сотни тысяч пользователей и не подозревают, что эти проекты гораздо больше нужны властям города, чем собственно горожанам.