Актёр и телеведущий Алекс Дубас рассказал о том, как служил на тяжёлом авианесущем крейсере <<Адмирал Кузнецов>> и какие эмоции испытывает сейчас, когда в социальных сетях люди высмеивают корабль, команду и весь поход к Средиземному морю.
О том, какие воспоминания остались о службе на авианосце <<Адмирал Кузнецов>>, возглавившем российский корабельный поход из Баренцева моря в Средиземное, и какие чувства в связи с шумихой вокруг корабля он испытывает сегодня, ведущий канала <<Культура>>, актёр, журналист и писатель Алекс Дубас рассказал в своём фейсбуке.
Я служил на «Адмирале Кузнецове». В 1990-м году он назывался ещё «Тбилиси» и проходил ходовые испытания Чёрным морем. На борту вместе с недоукомплектованной командой уживалось ещё несколько сотен рабочих-корабелов из города Николаев. Наша часть называлась «БЧ-6», где цифра шесть означает, что матросы имеют отношение к авиации. Так оно и было. В наши задачи входило патрулирование на катере вокруг корабля во время учебных полётов.
Служба была тяжёлой, и гордости за свой корабль Дубас не испытывал: мешали беспорядок, неустроенный быт и неуставные отношения.
Не знаю, кем надо быть, чтобы гордиться, что ты существуешь в аду. […] Дедовщины (на флоте это явление называется «годковщина») на нашем корабле практически не было. Она была напрочь задавлена «землячеством». Больше шестидесяти процентов личного состава представляли собой этнические группировки с Кавказа и из Средней Азии. Этих ребят нельзя было называть моряками. Половина из них не говорили на языке, на котором принимали присягу. В их кубриках висели ковры и готовился плов. Все свои обязанности они делегировали вновь прибывшим молодым. Как вы догадываетесь, «делегировали» здесь — очень политкорректное определение.
В трюмах была свалка. На камбузе — антисанитария. В недрах огромного корабля, спасаясь от регулярных побоев, которые происходили почти ежедневно, пропадали люди.
На этой огромной территории может запросто исчезнуть человек (и не один), прячась от побоев. И только спустя недели можно было найти следы его жизнедеятельности. Офицерам жаловаться не было никакого смысла.
Впрочем, были и светлые моменты, когда выпадали наряды по уборке палубы.
Возможность оглядеться вокруг, подышать свежим морским бризом. Когда о тебе забывали и ты с ребятами мог зашхериться где-то и мечтать о том, что будет после службы. Когда ночью работали на юте и нашли время и смелость купаться в открытом море, тела наши светились от цветущего планктона и мы ощущали себя электрическими людьми.
После дембеля Дубас долгое время узнавал новости о корабле, который сменил море и название, постепенно хорошие воспоминания вытеснили плохие. Потом корабль на 25 лет <<пропал из поля зрения>>. Сегодня автор поста испытывает противоречивые чувства из-за того, что все обсуждают авианосец и смеются над дымом из его трубы.
Говорят, что ваш бывший дом — не дом, а пугало огородное. Делают на него фотожабы. «Приклеивают» к нему бурлаков… И это ещё можно понять, но… когда зарисовывают «сажей» лицо капитану. Когда публикуют фотографии чумазых фриков и подписывают, что это русские моряки-вояки… Вдруг вам становится больно. Они-то тут при чём?
Почему крейсер так сильно дымил, проходя через Ла-Манш, Дубас не знает. Но пишет, что пожарные машины в ангарах корабля, на фотографии которых обратили внимание пользователи соцсетей, были там всегда, хотя и других моделей, так же как и тракторы, и подъёмный кран.
22 октября журналист Андрей Мальгин перепостил старую запись в ЖЖ фотографа и военного блогера Игоря Колоколова, фотографировавшего авианесущий крейсер <<Адмирал Кузнецов>> в 2009 году. На фотографиях, которые разошлись по сети, было видно, что корабль находится не в лучшем состоянии.
К посту Колоколова прилагалось <<письмо бывшего военнослужащего>>, текст анонима, который рассказывал о порядках на корабле и его плохом техническом состоянии. В частности в посте описан случай, когда один из служащих заблудился на корабле и его труп нашли только через четыре года.
В субботу 15 октября группа кораблей во главе с тяжёлым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» направилась в Средиземное море из Североморска, по дороге задержавшись в Северном море для учений. Поход стал поводом для взволнованных публикаций в Daily Mail и других британских газетах.
Журналисты и блогеры обратили внимание на густой чёрный дым, который шёл из труб корабля. Этот дым стал поводом для многочисленных мемов и шуток в социальных сетях.
В <<Комсомольской правде>> после этого вышла колонка, в которой тех, кто смеётся над <<Адмиралом Кузнецовым>>, предлагалось <<вылечить в газовой камере>>. Появление дыма объяснялось флотской традицией: якобы это было сделано специально, чтобы корабль было видно невооружённым глазом издалека. Таким образом военные корабли <<заявляют о себе>> на траверзе портов и гаваней. Позднее фраза о газовых камерах была удалена из статьи.