СССР — это ГУЛАГ, очереди и София Ротару? Это крутые художники, на картинах которых вы залипнете очень надолго
Пользователь твиттера решил поделиться с подписчиками лучшими картинами советских художников-реалистов. На них дирижабли, скелеты, несуществующие монументы, война и сексуальные девушки. Эта галерея — самое залипательное, что вы можете найти в эту пятницу.
Многие явления советской жизни сейчас вызывают бурные споры. Но несомненно одно: несмотря на железный занавес и кучу других проблем, в Советском Союзе всегда хватало талантливых людей. Пользователь
На полотнах — митинги и демонстрации, монументальные сооружения и обычные люди. Всё это звучит так скучно, будто кто-то цитирует учебник по истории за 11-й класс в первый день каникул, но не залипнуть не получится.
Три картины Юрия Пименова — это три истории с разницей в 23 года. Такие одинаковые и невероятно разные.
Моя любимая история. В 1937 году художник Юрий Пименов сделал картину <<Новая Москва>>. Девушка за рулём Газ-А едет в сторону Манежной площади.
Следующая картина — тот же Пименов, но уже 1944 год — <<Фронтовая дорога>>.
И потом, в 1960-м — тоже <<Новая Москва>>, но уже совсем другая.
А на работе Бориса Николаева изображён уже Питер.
Тоже одно из любимых — Борис Николаев, <<Белая ночь на Неве>>, 1953 год.
Художник Май Данциг со временем не ушёл от соцреализма, но стиль и цвета изменились кардинально.
А это художник, которого зовут Май Данциг, да, именно так. <<Навстречу жизни>>, 1958 год.
А вот внезапно тот же Май Данциг, но совсем другой. <<Партизанская свадьба>>, 1968 год. Только посмотрите: тут нереально буйство КРАСКИ, эталон стиля, единение войны и любви в красном вихре.
Май Данциг вообще очень крутой, вот например <<Земля и люди>>, 1984 год.
Небольшое отступление от соцреализма.
Идём дальше. Не то чтобы соцреализм (это вообще не соцреализм), но дико крутая штука. Василий Купцов. <<Дирижабль. Воздушный флот на службе соцстроительства>>, 1932-1933 гг.
Сам художник покончил с собой в 1935 году после обыска.
Картина Владимира Нестерова выглядит будто идеальная иллюстрация к роману «Солярис».
Слушать НЕВЕДОМЫЕ ЧУДОВИЩНО ДАЛЁКИЕ ГОЛОСА ИЗ ГЛУБИН КОСМОСА нас призывает картина Владимира Нестерова <<Земля слушает>>, 1965 год.
Поезда, заводы и техника — одна из любимых тем художников индустриальной эпохи.
Дальше — один из моих любимых художников Георгий Нисский. Он обожал рисовать поезда. Поезда, ещё поезда, больше поездов! Просыпайтесь, мы подъезжаем к станции Калинова Яма. <<В путь>>, 1964 год.
У Александра Самохвалова прообразы римского Колизея превращаются в сталинский ампир.
И, разумеется, охренительный Александр Самохвалов, мастер новой античности. <<Киров принимает парад физкультурников>>, 1935 год.
Это же настоящий древний Рим!
Сексуальность при строительстве главного метро страны, в которой не было секса.
Тот же Самохвалов, серия <<Девушки Метростроя>>.
«Опалённые огнём войны» Гелия Коржева — одна из самых страшных и простых вещей о войне.
Удивительный Гелий Коржев. Уже потом он станет постсоветским Босхом, автором чудовищно-инфернальных <<Тюрликов>> и певцом советской смерти, а пока — картина из серии <<Опалённые огнём войны>>.
Немного выпадем из темы для сравнения и понимания — картина того же Гелия Коржева <<Скорбный дуэт>> 2006 года и <<Победа живых и мёртвых>> 2001-го. Серию <<Тюрлики>> нагуглите сами, это мрачнейший ****** о мерзости человеческого нутра.
Митинги и демонстрации — классические сюжеты почти всех советских художников.
Но вернемся к большому стилю и созидательной радости! Вот одно из моих любимых. Юрий Кугач, <<Первое мая>>, 1952 год.
И снова новая античность. Мы в белом пальто идём красивые, а вы все ******! Алексей Соколов, <<Знаменосцы мира>>, 1951 год.
Пафос «Гимна октябрю» может потечь у вас с экрана.
А вот монументальнейшая вещь, эталон советского стиля. МАКСИМУМ ИМПЕРСКОГО ПАФОСА — <<Гимн Октябрю>> Александра Герасимова. Здесь изображены 200 человек на праздновании 25-летия революции.
Особый шарм в том, что на самом деле этого празднования не было.
Александр Дейнека — это про монументализм и торжество линий.
Дейнека! Я долго думал, что выбрать, потому что Дейнека охренителен почти весь, и решил, что покажу две картины. Первая — <<Стахановцы>> 1937 года.
На заднем плане — легендарный Дом Советов, который так и не построили.
И, по-моему, одно из самых крутых у Дейнеки — <<Будущие лётчики>> 1937 года. Просто, живо, эмоционально, по-настоящему.
Война — такой же популярный сюжет советской живописи, как митинги и демонстрации.
До сих пор не было ни одной картины про войну. Вот одна из моих любимых — она очень чётко передаёт ощущение войны как работы. Сосредоточенность, гибельная грань, русская смерть как она есть. Виталий Токарев, <<Подвиг старшего лейтенанта М. Шмагрина, 1939 год>>, 1953 год.
Возвращение к экзистенциальной безысходности Гелия Коржева.
А вот немного мрака, тлена и безысходности от того же Гелия Коржева. Как видите, печальные мотивы были у него всегда. Правда, вот тут я уже не могу найти название картины, кто помнит — буду благодарен.
И снова о войне.
Тоже одно из любимых. Георгий Савицкий. <<Ленинград. Белые ночи>>, 1941 год.
То есть картина написана совсем-совсем перед войной. Последние мирные белые ночи, и ещё никто ничего не знает. Охренеть.
Даже в классические и известные каждому картины можно вдохнуть новую жизнь. Иллюстратор из Нью-Йорка Юлия Пидлубняк для этого просто убрала с полотен всех людей. Теперь мы знаем, как без них выглядели бы работы Ван Гога, Матисса и Вуда.
Китайская визажистка пошла ещё дальше. Она превращает в героинь картин саму себя. И мы не уверены, что сам Да Винчи отличил бы её от Моны Лизы.