<<Папа, у меня есть деньги! Возьми!>> Почему 0% опрошенных хотят помогать взрослым в России

Ольга Хохрякова Ольга Хохрякова

В России принято помогать детям и старикам, но не тем, кто находится между этими двумя категориями. Социологи совместно с благотворителями провели опрос, и оказалось, что непосредственно взрослым готовы помогать 0% респондентов.

Исследование провёл проект <<Добро Mail.Ru>> совместно с Фондом общественного мнения (ФОМ). Социологи задавали россиянам вопрос, кому они готовы оказать помощь.

Опрос показывает, что каждый третий готов помогать детям, пожилым — примерно каждый десятый. Именно эти категории попадают в сознании граждан в так называемый «стереотип беспомощности».

А вот тех, кто хотел бы помочь исключительно взрослому человеку (от 18 до 55 лет), не хватило даже на один процент — такую возможность допустили всего 2 респондента из 533. В то же время успокаивает то, что почти половина опрошенных заявили, что возраст неважен.

1

Любопытно, что даже те из опрошенных, кто уже имел опыт помощи взрослым, отвечая на вопрос о потенциальных адресатах помощи, чаще выбирали детей (24% из них помогли бы детям, и лишь 1% — взрослым).

Социологи попытались ответить на вопрос, почему же взрослым практически никто не готов помогать, ведь именно от взрослых зачастую зависит благополучие как детей, так и стариков, за которых больше всех переживают россияне.

Среди главных причин — недоверие к благотворительным фондам и сообщениям о необходимости помощи, боязнь мошенничества.

Кроме этого, в фокус-группах среди причин назвали: стереотип о самостоятельности взрослого человека, представление о том, что он обязательно обладает финансовыми и социальными ресурсами и вполне самодостаточен, а также уверенность в том, что «дети – будущее», а взрослые сложно поддаются восстановлению и изменению.

Таким образом, следует из опроса, что в обществе плотно закрепился <<стереотип беспомощности>> детей и стариков, а также предвзятое убеждение, что взрослые могут сами разобраться с проблемами. Один из способов изменить ситуацию — повысить информированность общества, пишут социологи, причём как о деятельности благотворительных организаций, так и о том, какие у взрослых бывают трудные жизненные ситуации.

Одна из таких историй рассказывается в исследовании.

3
charitystats.mail.ru

У 31-летнего Игоря из Ставропольского края, посёлка Новоблагодарное, обнаружили лейкоз. Теперь папе 9-летней Вики нужен донор костного мозга для трансплантации. Однажды, когда они с женой обсуждали на кухне, где взять деньги, их разговор услышала дочка.

Папа, у меня есть деньги! Много! Возьми! — сказала Вика и протянула кошелёк папе. Там было 4 732 рубля. Девочка копила на планшет.

Игорь зарабатывал, подключая многоэтажные дома к интернету: тянул вдоль стен провода, подключал роутеры, потихоньку построил дом, кормил семью. Но потом начались блуждающие боли в суставах, без обезболивающего стало трудно даже пройтись по квартире.

Теперь он не может ни работать, ни помогать по хозяйству, ни играть со своей дочкой.

Игоря отправили в Москву, а там сказали, что вылечить мужчину нельзя без трансплантации костного мозга. Нужно искать донора, а его поиск никакие полисы обязательного медицинского страхования не оплачивают.

charitystats.mail.ru
charitystats.mail.ru

Пришлось продать дом. Стали искать донора в российском регистре (это дешевле, чем в европейском, для которого нужно больше 20 тысяч евро) и нашли. Однако донор из российского реестра может вдруг отказаться, так и случилось. Теперь Игорю нужно искать донора в европейском регистре, а денег уже нет. И взять их негде, ведь дом уже продан. Сейчас мужчине осталось найти 1 595 268 рублей, чтобы оплатить поиск донора.

Исследование о готовности россиян помогать разным категориям людей проводилось в мае-июле 2015 года. Оно включало в себя репрезентативный телефонный опрос населения России (533 респондента) и онлайн-фокус-группы (с людьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию; с теми, кто помогал детям и пожилым людям; с теми, кто вообще не имеет опыта помощи кому бы то ни было).

Ранее TKSAG рассказывал о том, как история об умершем из-за ВИЧ мальчике тронула пользователей соцсетей. А также 5 историй о мошенничестве в благотворительности.