Бесплатно? На самом деле нет. Как мобильные операторы наживаются на клиентах

Юля Трусова Юля Трусова

С момента отмены <<мобильного рабства>> россияне получили возможность менять мобильных операторов и компании <<большой тройки>> становятся всё изобретательнее в попытках списать побольше денег со своих абонентов. TKSAG разбирался, какие ловушки подстерегают клиентов МТС, <<Билайна>> и <<Мегафона>>, и можно ли избежать обмана сотовых операторов.

Звонки

О <<случайно>> подключённых услугах и списаниях, которые сотрудники компании объясняют некими сбоями, известно уже давно, но постоянно обнаруживаются новые способы заставить абонентов платить больше. Ранее СМИ обратили внимание, что МТС и Тele2 списывали деньги за несостоявшиеся звонки так, будто бы соединение произошло, хотя на самом деле на звонок «отвечала» голосовая почта.

Теперь выяснилось, что так же поступал <<Мегафон>>. В каждом случае стоимость определяется тарифом абонента.

Представители оператора объяснили свои действия очень просто: так делают все, поэтому и нам можно.

<<В связи с тем, что некоторые операторы используют подобную тарификацию на своей сети, мы вынуждены сделать то же самое, так как несём дополнительные расходы из-за интернетконнекта. Фактически это просто уравнивание расчётов между операторами>>, — заявили в <<Мегафоне>>.

В компании добавили, что голосовой почтой пользуется не такое уж большое число абонентов. Но в реальности многие просто не знают о том, что услуга подключена, поскольку она входит в базовый пакет.

Вот ещё один распространённый трюк: в сети часто попадаются отзывы клиентов <<большой тройки>> о том, что оператор в одностороннем порядке изменил условия тарифа, ничего не сообщив. Возмущённого абонента при этом уверяют, что всё так и было, а он, видимо, бредит.

Мобильный интернет

Операторы в целом не скрывают, что хотят только повышать стоимость тарифов. На прошлой неделе генеральный директор «Вымпелкома» Михаил Слободин призвал участников рынка мобильной связи вообще отказаться от безлимитных тарифов и поднять цены на мобильный интернет.

Его слова вызвали недоумение у пользователей сети и споры о том, каким образом операторы должны наращивать прибыль: зарабатывать всё больше на уже привлечённых клиентах или завоёвывать новых интересными предложениями.

Тем временем абоненты уже жалуются на списания, о которых их никто не предупреждал. В августе 2015 года газета <<Ведомости>> сообщила о нововведении в МТС: оператор стал автоматически подключать абонентам дополнительные пакеты интернет-трафика после того, как они истратят основной. Чтобы отключить услугу, клиент должен был сначала догадаться, что что-то пошло не так.

Аналитик Mobile Research Group Сергей Потресов рассказал изданию, что подключаться стали пакеты 500 Мб за 50 рублей или 1 Гб за 100 рублей. В месяц можно активировать до 15 пакетов. Таким образом ежемесячная плата неосторожного клиента могла возрасти на сумму до 1050 рублей в месяц.

При этом аналогичный механизм в <<Билайне>> действует уже давно — с 2014 года: стоимость дополнительного пакета в 150 Мб составляет 30 рублей. В <<Мегафоне>> они автоматически не подключаются. Представители операторов заявили, что списания были введены <<в ответ на пожелания клиентов>> и для их блага.

Дальше всех в плане хитрых ходов с мобильным интернетом пошёл МТС. В сентябре 2015 года оператор ввёл изменения в правила для интернет-тарифов <<Бит>> и <<СуперБит>>, причём это было сделано тайно, клиентов не оповестили. Если раньше после исчерпания дневного лимита абонент мог пользоваться интернетом с пониженной до 64 Кбит/с скоростью, то теперь он начал блокироваться полностью. Единственный вариант — оплатить <<Турбо-кнопку>>.

Одна из жалоб на нововведения в сети

В феврале у ФАС возникли претензии к МТС из-за рекламы тарифа Smart с <<гигабайтами интернета и безлимитными звонками по всей России>>. Однако нигде не было указано, что у тарифа Smart несколько модификаций, а рекламное предложение распространяется только на тех, кто подключился недавно. В результате абоненты были введены в заблуждение и теряли деньги.

В целом у россиян по поводу политики МТС никаких иллюзий не осталось — в сети уже несколько лет в различных вариациях расходится один и тот же анекдот, обыгрывающий знаменитый лозунг компании: <<Вы ещё не воспользовались нашей новой услугой, а мы уже сняли с вас деньги. МТС — на шаг впереди>>.

5480_139685891852

Роуминг

МТС также обвиняли в недобросовестной рекламе услуги <<Единая страна>>, по правилам которой все входящие звонки внутри страны бесплатны. Однако слоган <<Мы отменили роуминг в России!>> звучал более многообещающим, и абоненты были введены в заблуждение.

Под петицией с красноречивым заголовком <<Заставить МТС прекратить воровать деньги>> подписались более 70 тысяч человек. Её автор рассказал, как поверил рекламе, подключил опцию и после общения с абонентом из Сочи с его номера списали около 800 рублей.

<<Позвонил в службу поддержки МТС, где мне сказали, что, оказывается, если мне нужно было звонить в роуминге, то следовало подключать за 30 рублей в день опцию „Везде как дома“. А, мол, реклама о том, что они отменили роуминг по России, так это просто реклама. Как я потом прочитал на сайте МТС под „звёздочкой“, эта опция не только не отменяет роуминг, но ещё и отменяет действия всех ранее подключённых голосовых опций>>, — пояснил он.

Позже слоган стал более сдержанным: в новой версии говорилось об отмене <<доплаты за роуминг в России>>.

В августе 2015 года блогер Антон Носик пожаловался, что при включённой опции <<Ноль без границ>>, подразумевающей бесплатные входящие звонки с 1 по 10 минуты, у него было списано более 12 тысяч рублей.

<<Много лет эта опция была мне очень полезна — в Индии, Китае, Штатах, Евросоюзе и том же Израиле. По сути дела, она была единственной причиной, по которой я оставался клиентом МТС, при всех художествах этой компании: бесплатные входящие за границей при моём образе жизни очень полезны. Все остальные операторы в своих льготных роуминговых планах взимали по 4-6 рублей с первой же минуты разговора, и мне казалось, что ноль — выгодней.

В прошедшем июле пользование услугами МТС в режиме „Ноль без границ“ обошлось мне в 12.059 рублей 60 копеек, из которых в счёте компании стыдливо фигурируют лишь 10220, потому что остальное — налоги, зачем о них зря вспоминать>>, — рассказал он.

Согласно детализации, 1860 рублей с учётом налога компания списала за сам факт подключения услуги, ещё 6650 — за 466 минут входящих разговоров, оставшаяся часть суммы пошла на другие услуги.

И другие сюрпризы

Введение в заблуждение, произвольное изменение правил тарифов и тайные списания — это ещё не всё, с чем могут столкнуться абоненты крупнейших мобильных операторов. В сентябре 2015 года разгорелся скандал, когда пиарщица Анна Знаменская стала жертвой группы мошенников из числа сотрудников <<Билайна>>, которые по поддельной доверенности получили несколько дубликатов сим-карты в разных городах и вывели с её счетов некую сумму денег.

Глава службы социальных медиа «Билайна» Олег Бармин отреагировал на пост, распространившийся в соцсетях, но к компании остались вопросы: почему такой же реакции не удостоились другие подобные жалобы абонентов.

В феврале 2016 года издание <<Фонтанка>> обратило внимание на другую проблему: покупателю сим-карты может достаться номер, предыдущий владелец которого оказался должен коллекторам. Сотрудников таких агентств не смущает, что это уже другой человек, и они продолжают названивать новому абоненту, требуя вернуть деньги.

Иногда в погоне за прибылью доходит до смешного: недавно блогеры заметили, что в салонах недавно открывшейся сети «Телефон.ру» продаются коробки с контрактами МТС, стилизованные под контракты конкурентов. На первый взгляд может показаться, что на стенде представлено несколько операторов, но на самом деле во всех коробках сим-карты от МТС.

Корреспондент <<Ведомостей>> подтвердил, что в салонах сети действительно продаются такие странные контракты.

Из всех вышеперечисленных случаев можно сделать один вывод — от навязанных услуг и переплат не застрахован даже самый внимательный абонент. Операторы не стесняются менять правила тарифов в одностороннем порядке, с претензиями ФАС разбираются по факту, когда уже есть пострадавшие от недобросовестной рекламы, и перенимают друг у друга плохие привычки. Остаётся только внимательно следить за состоянием своего счёта и оперативно предпринимать необходимые меры.