Исследователь Крис Холливелл обнаружил в мюнхенском бомбоубежище множество портретов, которые кто-то сделал углём на стенах ещё в сороковые годы XX века. Все они выполнены в разном стиле, но нарисованы с заметным мастерством. Но хотя Крис сделал несколько впечатляющих фотографий, показывать путь в катакомбы кому-либо ещё мужчина отказывается. По его убеждению, этому месту лучше и дальше пустовать.
Крис Холливелл — рабочий из Манчестера, который на досуге любит исследовать разные города и находить там следы исторических событий. Недавно мужчина посвятил три дня поискам бомбоубежища в Мюнхене, где, как он слышал, сохранились рисунки на стенах, сделанные во время Второй мировой войны, пишет Daily Mail. И, по словам Криса, поиски увенчались даже большим успехом, чем он ожидал.
Несколько десятков чьих-то портретов, нарисованных углём прямо на стенах, нашлись в бомбоубежище, которое немецкое командование оборудовало в Мюнхене в сентябре 1938 года. После войны бункер несколько десятков лет был заброшен, но теперь Крис нашёл и сфотографировал работы неизвестного художника (или художников). Исследователь считает, что на стенах изображены лица людей, которые прятались в этом убежище во время бомбардировок города.
Там портреты множества женщин и нескольких мужчин — одного с трубкой во рту, другого с винтовкой за спиной. Это просто удивительно. Это портреты людей, которые спускались сюда во время бомбёжек. Судя по качеству, их могли рисовать с натуры.
Большинство зарисовок сделаны углём. В годы работы бомбоубежища поблизости была электростанция, как раз работавшая на угле. По мнению Криса, рабочие оттуда могли скрываться в бункере и рисовать эти портреты, чтобы скрасить ожидание момента, когда закончится воздушная тревога. Ведь порой искусство помогает людям, оказавшимся в тяжёлых ситуациях. Так было с американцем, который отсидел 27 лет в тюрьме по ложному обвинению. Мужчина провёл бы там ещё больше времени, но его спас талант художника и тяга к рисованию.
Многие портреты в бункере помечены инициалами, но выяснить, кто под ними обозначен, теперь уже вряд ли удастся. На потолке бункера тоже есть немного творчества людей, которые там скрывались. Правда, в основном это просто надписи, часть которых выжигали пламенем зажигалки. Зато с помощью дат на потолке стало ясно, что надписи оставляли в 1942 и 1943 году.
Крис знал, что в Мюнхене есть такое место, но, судя по его попыткам найти информацию в сети, прежде люди, посещавшие этот бункер, не передавали на фотографиях масштаб увиденного. Поэтому когда британец обнаружил, что рисунками покрыты целые стены, он был поражён: зрелище превосходило все его ожидания.
Однако, хотя Крис опубликовал снимки, сделанные в импровизированной подземной галерее, он не собирается упрощать задачу другим любопытным туристам, которые захотят её посетить. Мужчина заявил, что не расскажет, как попасть в убежище с портретами, так как опасается, что оно может пострадать от вандалов.
Я решительно настроен на то, чтобы сохранить это место в секрете. Если больше людей найдут его, портреты в итоге сотрут со стен или испортят вандалы. Я хочу защитить их, это часть истории.
Опасения Криса трудно назвать безосновательными. Рисунки на стенах, граффити и муралы часто становятся жертвами людей, считающих, что они способны изобразить на том же месте что-то более важное. Так было с австралийцем, который испортил граффити в чужом городе. Мужчина не разобрался в том, что это такое, и решил, что оно оскорбляет его религиозные чувства. Местные жители, впрочем, нашли добрый способ исправить ситуацию.
А в Харькове в начале сентября кто-то закрасил работу стрит-арт-художника серой краской. Но его фанаты написали на поскучневшей стене короткую фразу, которая показала, почему портить мурал не стоило.