Рассказ экс-сотрудника московского метро. <<Как поездка по льду на летних шинах>>

TKSAG TKSAG

Во вторник, 24 марта, стало известно, что руководство Московского метрополитена подписало указ, по которому поезда с незначительными неисправностями могут перевозить пассажиров. В профсоюзе работников метрополитена TKSAG уточнили, что такой документ был подписан еще 5 марта и перечисленные в нем неисправности доставят пассажирам дискомфорт, но не опасны для жизни.

Олег Ким, проработавший помощником машиниста на Филевской и Арбатско-Покровской линиях метрополитена более пяти лет, был уволен в конце 2014 года. Бывший сотрудник метро рассказал TKSAG о повреждениях колес вагонов, старых рельсах и других факторах, которые могут представлять угрозу для жизни пассажиров.

<<Все можно наладить, но только если есть профессионализм и мозги>>

Как сообщили в пресс-службе метрополитена, указ <<положительно отразится на графике движения поездов и исключит их нецелесообразное изъятие с линии, при этом безопасность движения будет полностью обеспечена>>.  

14 неисправностей, которые перечислены в указе не несут прямой опасности пассажирам. На самом деле с такими неисправностями поезда нередко ездили и раньше, только ответственность лежала на машинисте. Сейчас разница в том, что из-за поломки, скажем, кондиционера поезд сможет легально продолжать перевозку пассажиров. Решение принять такой документ говорит в первую очередь о сложном состоянии метро. Потому что сейчас почти каждый состав работает с неисправностями. Поезда напичканы электроникой, которая часто отказывает в работе. Если каждый поезд будет отправляться в депо, метро просто не сможет работать. А возникающие неполадки бригады не успевают отремонтировать в ночной период, так же как и заменить рельсы и шпалы. Все эти проблемы можно наладить, но только если есть профессионализм и мозги.

<<Если уж они стали закрывать участки для работ, это значит, там совсем плохое полотно>>

<<… Например, в последнее время протяженность Арбатско-Покровской линии сильно увеличилась, а количество бригад и сотрудников обслуживающих эту линию осталось прежним. Значит, время на проверку путей ночью у них сокращается. В последнее время новой практикой метрополитена стало закрытие станций для ремонта – на выходные или почти на год, как станция <<Бауманская>>. Если уж они стали закрывать участки для работ, это значит, там совсем плохое полотно>>.

<<Вообще в метро действует ревизорский аппарат, который должен следить за безопасностью метрополитена и контролировать все работы. Вспомним, случившуюся летом аварию на участке «Парк Победы»–«Славянский бульвар». На участок должен был прийти ревизор, чтобы проверить, как установлена стрелка. Вину в итоге переложили на стрелочника, который установил стрелку там, где ему сказали. Если бы он установил иначе, его бы просто уволили. А он ведь тоже человек, которому надо кормить семью. Но дело в том, что ревизорский аппарат подземки подчиняется непосредственно метрополитену, а значит, одобряет его указания…Ревизоры штрафуют машиниста за то, что он не застегнут на все пуговицы или надел не соответствующие нормативам ботинки, а не факторы, которые влияют на безопасность метро, они не обращают внимание>>.

Трагедия в метро произошла 15 июля на перегоне между станциями <<Парк Победы>> и <<Славянский бульвар>>. По официальным данным, в результате аварии погибли 24 человека, более 400 пострадали. Обвиняемыми стали простые рабочие — помощник мастера дорожных путей метрополитена Юрий Гордов и мастер Валерий Башкатов.

<<Смена длится по 6-8 часов, а за это время машинист не может выйти в туалет>>

<<Машинистам метро не всегда предоставляются перерывы. Вы только представьте, смена длится по 6-8 часов, за это время человек не имеет возможность выйти в туалет. Выпить воды можешь только если не забыл взять воду с собой. Есть и технологический перерыв, но его тоже могут не предоставить. Правда, доказать это в дальнейшем сложно, так как машинисты, опасаясь травли со стороны руководства, об этом предпочитают молчать. О чем может думать человек, который хочет в туалет? И может ли машинист, которые испытывает физические неудобства быть внимательным при управлении поездом?>>

<<В жару летом в кабине машиниста мозг закипает. Кондиционер при этом не работает. Я неоднократно обращал внимание руководства, что машинисту очень тяжело работать и сохранять внимание в таких условиях. Но это никому не нужно>>

<<Существует приказ №1325 начальника метрополитена, который запрещает сотрудникам метрополитена общаться с прессой. Поэтому многие терпят, боясь потерять работу>>

<<По уровню опасности это равносильно поездке по заледеневшей дороге на летних шинах>>

<<Существует большая проблема с вагонными колесными парами (прим. ред. – колеса вагонов). Они часто не заменяются в нужный срок и продолжают работать с дефектами, продольными или остроконечными накатами (прим.ред. – выступ металла), которые часто встречаются в вагонах модели <<Русич>>. По уровню опасности это равносильно поездке по заледеневшей дороге на летних шинах. Это в чистом виде теория вероятности. А произойти может все, что угодно>>.

<<Например, в <<Филях>> в непосредственной близости от рельсов находится забор на подпорках. Расстояние такое, что что если подпорки упадут, забор повалится прямо на рельсы. Другие факторы опасности на открытых участках – деревья, которые касаются крыши головного вагона поезда или фонарь, который крепится к забору кустарным способом, и в любой момент может оказаться на путях>>.

Подпорки забора-222-2 Столб и крепление фонаря

<<Неправильно отрегулированные камеры наблюдения за составом. Так что машинист электропоезда не видит края платформы. В 2011 году был осужден мой коллега, машинист Филевской линии Илья Шилов, который не заметил пьяного мужчину и протащил его по платформе, тот в результате скончался. Виноват в итоге машинист – никто не поинтересовался, почему пьяного вообще пропустили в метро, почему на платформе не было охраны, почему Шилов не увидел застрявшего пассажира>>.

<<Общая проблема всех линий метро – это ужасное состояние путей. Пассажиры это и сами могут почувствовать. Например, когда вы едете, и поезд начинает качать из стороны в сторону, так что сложно читать книгу или газету, это те самые участки, на которых нужно проводить работы>>.

<<Непосредственную опасность представляют двери вагонов. Часто вместо одного штатного тросика, который регулирует дверцы вагонов, ставят два более тонких неизвестного происхождения, которые обрываются>>.

<<Проблема с запчастями существует. Дело в том, что у них поставка запчастей проводится по довольно странному графику. Например, в год должны поставить 1000 щеток для компрессора. В первый квартал поставляют 200, во второй – 50, в третий – 100, остальную часть поставляют в самом конце года, 30 декабря. Получается, что на начало нового года часть щеток осталась неиспользованной, а значит, в следующем году запчастей закажут меньше. А ты как хочешь, так и работай. То же самое с <<рылюшками>> (прим. ред. – устройство, которое обеспечивает связь диспетчера с машинистом). Прибор работает на минимальной громкости, потому что чем выше мощность, тем быстрее он выйдет из строя. Машинист вызывает связиста, тот приходит, увеличивает громкость. Проверяют связь машиниста и диспетчера – все работает нормально. Но позднее связисты снова переставляют приборы на минимальную громкость. Так экономия сказывается на качестве работы и безопасности>>.