У каждого свой опыт споров о политике. Почти все сторонники существующего режима (а у нас 87%
У меня есть тесть. Мы знаем друг друга больше 20 лет. Когда-то мы жили в одной квартире и много разговаривали. Естественно, сначала мы спорили. Вообще обо всем. Потом перестали, потому что надоело, да и большая часть противоречий как-то сама собой рассосалась.
Тесть всю жизнь работал снабженцем. Много ездил, много общался с людьми. Повидал, что называется, многое. В середине 90-ых числился формальным директором одной фирмы, но, как человек добродушный и неконфликтный, многого не приобрел. Живет на пенсию. Основное кредо — нехитрое: у каждого своя правда и хорошо когда моя сходится с твоей, а если нет, так давай просто посидим-выпьем, поговорим об урожае и о погоде.
Лет пять назад тесть уехал из Петербурга, в котором прожил больше 40 лет. Вышел на пенсию и вернулся на малую родину, в небольшую станицу на Кубани. Тут сад, дом, родня и одноклассники.
Мы давно не виделись, а несколько дней назад я приехал к нему погостить на пару недель. Все то время, пока я здесь, мы довольно истерически препираемся даже не о политике, а скорее на тему мировоззрений. Кажется, такого накала наши беседы не имели даже в самом начале знакомства.
Тесть с завидным упорством утверждает, что у него на все своя точка зрения. Тем не менее, по какому-то замечательному совпадению, по всем внешнеполитическим вопросам его мнение практически идентично позиции, которая озвучивается вечерними новостями <<России 1>> и <<Первого канала>> (обязательный моцион перед сном).
Стоит отметить, что он не столько <<запутинец>>, сколько <<крымнашист>>. <<Полуостров наш!>> — начинает он иногда разговор ни с того, ни с сего. В качестве аргумента рассказывает что, когда был там 20 лет назад, все с кем он общался были за отделение от Украины. Говорит, конечно, что это исконно русские земли. Тут, конечно, я спрашиваю, может ли он дать четкое определение границам этой исконности.
Российская империя? Бывший СССР? Означает ли это, что он теоретически готов одобрить присоединение всех тех стран, которые сейчас независимы, но были когда-то частью нашей страны. Нет, не готов: пусть они там живут сами по себе, нам чужого не надо, но <<Крым — это другое!>>
Все, что входило в РСФСР? Но в каком году? В 20-ых и 30-ых в составе Советской Российской Федеративной Социалистической Республики не было ни Выборга с Карелией, ни Кенигсберга-Калининграда, ни половины Сахалина и Курил, зато туда входила большая часть Средней Азии.
На звание <<исконных>> земель России почти подходит то, что называлось РСФСР после 1945-ого и до злополучного 1954-ого, когда «в честь 300-летия воссоединения Украины и России» Крымская область была передана УССР, но, увы, есть одна неувязка: с 1940 и до 1956 гг. отвоеванные у Финляндии земли имели статус отдельной Карело-Финской Советской Социалистической Республики.
Таким образом, если бы не этот <<лысый идиот>>, территория севернее реки Сестры и западнее Ладоги и Онеги в 1989 году могла бы поучаствовать в <<параде суверенитетов>> наравне с другими 15-ю субъектами СССР, а в Петрозаводске и сейчас имеют полное моральное право под руководством <<вежливых людей>> из Финляндии провести референдум об отсоединении от РФ. <<Имеют>>, — соглашается, как ни странно, мой оппонент.
В какой-то момент в пылу спора тесть, конечно, произносит этот <<золотой>> тезис: да, в 1994 году мы признали границы Украины в обмен на ее полный отказ от ядерного оружия, но обстоятельства изменились, разве всякая Америка не творит по всему миру, что ей захочется, нарушая договоры и обещания? То есть, уточняю я, мы все-таки повели себя нечестно? Да — были вынуждены.
Но куда интересней его позиция по внутреннему вопросу. Тесть совершенно согласен с тем, что страной управляют коррупционеры, олигархи, лоббисты, а Путин сидит наверху этой эксплуататорской конструкции. Что простой народ обманывают, обкрадывают, используют, а потом выкидывают доживать на грошовую пенсию. Потому что, сам же тесть и говорит, отмененное на бумаге 150 лет крепостное право как было, так и осталось на деле (как раз на Кубани его никогда не было, но это уже частности). И наше общество по-прежнему делится на рабов и господ, причем, вполне господин только тот, кто сидит на самом верху. Так было, уверен он, и так будет: никуда нашей стране от этого не деться, да и везде так. Ну как же, говорю, вон в побежденных Германии и Японии и продолжительность жизни больше, и пенсия много выше, и взяток не берут, хотя у них там были и рабство, и тоталитаризм, и даже когда-то коррупция.
Да, соглашается неожиданно тесть, и в Грузии вроде теперь полицейские взяток не берут, хотя испокон веку брали, но это не для нас и рассказывает, что за временную справку, которая нужна его 30-летнему племяннику, чтобы получить права, просят 40 тысяч. (Племянник, впрочем, водит машину с 14-и лет и имеет цепь осведомителей, которые рассказывают, где сейчас стоят засады ДПС.)
Удивительно, но огромное количество людей уверено в том, что в верхушку российского общества выбиваются только лгуны и негодяи, люди без принципов, а порядочные люди не проходят во властных структурах и пары ступеней. Что все у нас устроено косо и криво, так чтобы человеку жилось мучительно. Если удержаться от оскорблений и мордобоя, они даже согласятся, что <<присоединение-возвращение>> Крыма было не очень-то законно. И да, не очень-то логично то, что наша страна поддерживает право на самоопределение отдельных регионов суверенного государства, но в то же время жестко пресекает любые дискуссии об отделении внутри себя самой.
И все же, как ни парадоксально, эти же люди считают, что, если коротко, Путин все правильно делает.
Почему? Один замечательный автор написал недавно, что, создав видимость благополучия, Путин затем обменял его на иллюзию восстановления былого величия. Но дело, полагаю, не только в этом.
Может, и не 87%, но почти все пожилые люди, с которыми я общался, и многие среднего возраста искренне уверены, что реальность вокруг чудовищно несправедлива и нечего ждать от чиновников честной работы, а от политиков выполнения обещаний. Что немногое хорошее в жизни — в какой-то степени результат многолетнего тяжелого труда, в какой-то — везения, и попробуй еще пойми, чего больше.
Конечно это представление входит в прямое и постоянное противоречие с естественным человеческим позитивизмом. Проблема исчезает, если поверить, что во всех других обществах все еще более несправедливо. А если там живут лучше, то только благодаря какой-то другой глобальной несправедливости, которую совершили их правительства.
Спорить с этим не имеет смысла, но долгий опыт общения позволяет нам продолжать разговор и тогда, когда точек взаимопонимания практически не остается.
В итоге я говорю тестю, что из-за всего этого <<крымнаша>> и феерических хищений, качество его жизни сейчас уменьшается, а могло бы давно быть на совершенно ином уровне и продолжать улучшаться, на что он отвечает мне универсальным доводом пожилых людей: <<Как там в других странах живут, я не знаю. Я пока живу хорошо, что там дальше будет, глупо гадать. Если вы живете хуже, чем хотелось бы, так работайте больше и слушайте, что старшие говорят. И вообще — что ты такого замечательного сделал в жизни?>>
<<Да в общем ничего>>, — соглашаюсь я. <<Вот и не надо ля-ля, иди яму копай>>, — говорит тесть. И я иду и копаю яму. Потому что обещал.