Современные дети пользуются гаджетами и интернетом с пеленок, зачастую — бесконтрольно. Mеdialeaks узнал у психологов, каким вырастет в век технологий новое поколение и какие опасности его поджидают.
Сплошной гедонизм
Стремление к получению удовольствия – это первое, чему учатся дети, если их жизнь с ранних лет связана с бесконечным использованием планшета и интернета, обращают внимание психологи.
«В реальной жизни нет такого количества красок, динамики, таких эмоций и возможностей. И возникает зависимость от источника ярких впечатлений. В крайнем проявлении ребенок может стать аутистом (уйти от активного взаимодействия с окружающими его людьми) или просто стать эгоистическим наркоманом электронных стимуляторов, когда достигнутый уровень удовольствия уже приелся и хочется большего. Эту зависимость мы знаем уже давно — кто-то проводит массу времени, играя в виртуальные фермы и стратегии, кто-то просиживает Вконтакте и Одноклассниках, забыв про реалии жизни», – говорит психолог и специалист по развитию личности Елена Сычевая.
Когда прежде всего прививается любовь к получению удовольствия, начинается эмоциональное вырождение, и дети становятся не пользователями, а рабами.
Психолог обращает внимание, что в первые 3 года у человека формируется картина мира, до 7 лет закладывается эмоциональная сфера и он принимает жизненно важные решения, поэтому в этот период ребенок должен находиться в семье, окруженный любовью, вниманием и заботой.
Отсутствие мыслительной деятельности
Некоторые психологи уже сейчас сталкиваются с тем, что молодежь не способна мыслить и рассуждать. Ведь зачем, если под рукой всегда есть интернет, а там – ответ на любой вопрос.
«Планшеты и другие гаджеты позволяют обходиться без мыслительной деятельности, пропадает необходимость устного счета, любой факт можно быстро найти, поэтому его не обязательно заучивать, если скучно можно посмотреть фильм, не обязательно <<заводить>> игру, то есть что-то придумывать, создавать <<игровое пространство>>. Пропадает воображение, но это только видимая часть айсберга», – говорит психофизиолог, доктор наук Ольга Гилева.
А отсутствие развития базовых навыков мышления, в свою очередь, усложняет и саму работу в интернете – становится трудно выделять важное, правдивое, нужное. Причем приобрести навык «мыслить» в более позднем возрасте уже нельзя, поскольку проходит так называемый чувствительный период.
«Если ребенка до 9-10 лет не научить говорить, то речью он уже не овладеет никогда. Дети играющие в <<планшет>> не только не научатся думать сейчас, они не смогут это сделать и потом, с возрастом пропадает возможность обучения мышлению», – говорит эксперт.
Короче, пожалуйста
Согласитесь, вы скорее посмотрите короткое видео и прочитаете небольшой текст со множеством картинок — большие полотна и многоминутные ролики отнимают слишком много времени. Мы в последние годы стремимся останавливать внимание только на сжатой информации, пережеванной ранее, а сегодняшние дети – на этом растут. Сложно представить, как они будут читать «Войну и мир».
«Упадет навык концентрации внимания. С каждым годом общество переходит ко все более коротким кускам информации. В роликах, книгах, интернете – везде подача информации рассчитана на несколько секунд внимания. Учитывая, что именно от концентрации зависит качество труда и креативность, это явление очень отрицательно в масштабах общества», – считает психолог центра психологической помощи <<Путь рассвета>> Евгений Идзиковский.
Сначала делать, потом думать
Личная ответственность за свои поступки будет падать, ведь всегда все можно поправить файл или вообще удалить пост. «Семь раз отмерь – один раз отрежь» уже не работает. Теперь можно безнаказанно сначала публиковать что-то, а потом перечитывать и править.
«Цена ошибки становится все меньше и меньше. Компьютерные игры приучают к возможностям «отката» выбора назад. Для исправления документа на компьютере достаточно потратить около минуты, а не переписывать сочинение, как раньше. Следствием является снижение личной ответственности за свои поступки», – говорит Евгений Идзиковский.
Опасное образование
Но самая большая опасность кроется не столько в использовании детьми технологий, сколько в их отрицании учителями, считают некоторые психологи. Нет смысла бороться с прогрессом, нужно уметь пользоваться им.
«Часто я наблюдаю, что ученики знают даже больше чем их учителя. И заставлять его учиться по старинке глупо. А наша система образования отстает от рынка на целую эпоху. Вот это страшно. Боюсь, что разрыв между системой образования и технологиям может сделать из детей интеллектуальных инвалидов. Заставлять личность жить в рамках, которые он давно перерос, значит обрекать его на печальное будущее», – говорит основатель творческого пространства для детей с родителями вилла <<Курица>>, педагог Анастасия Калебина.
Ребенку больше не интересно слушать 3 часа то, что он может без труда найти в сети, в более удобной и интересной форме, нудные лекции легко заменяются на качественные фильмы, говорит она.
В то же время интернет позволяет ребенку узнавать о жизни за пределами своего города и даже страны, добавляет Евгений Идзиковский:
«Интернет заметно повышает социализацию. Дети быстрее приходят к тому, что в мире есть много разных людей, разных мест, разных точек зрения. Конкретно для нашей страны это означает либерализацию взглядов».