Как съездить в Израиль, увидеть там всё и не потратить 200 долларов. Личный опыт редактора TKSAG

Анатолий Арни Анатолий Арни

Редактор TKSAG отправился в Израиль в рамках проекта Таглит и провёл небольшой эксперимент над своим бумажником: можно ли остаться при деньгах, путешествуя по стране несколько дней в рамках программы <<олл инклюзив>>, и настолько ли этот <<олл инклюзив>> полноценен. Спойлер: без денег остаться можно, но Таглит этого вам не позволит.

Несмотря на то что в Израиле живут несколько моих хороших знакомых, до недавнего времени я ни разу там не был. Для меня все связанные с этой страной рассказы ограничивались словами <<пустыня>> и <<море>> — кажется, они были фоном для всех местных развлечений. Будучи абсолютным экстравертом, я всегда держался в стороне от таких тихих мест. Но вот очередным редакционным заданием в TKSAG стало <<сгонять в Израиль и написать, что там есть интересного>>, так что в середине августа я упаковал чемодан и прыгнул на самолёт.

В начале поездки в моём бумажнике было 200 долларов. Я люблю транжирить деньги в поездках, а в Израиле, как вам скажет любой, тратить приходится много. Поэтому я решил поставить небольшой опыт — смогу ли я, никак себя не ограничивая, остаться при деньгах к концу трипа. Что-то вроде героя программы <<Орёл и решка>> в Израиле. 50 долларов в день на себя любимого, ни в чём себе не отказываю, поехали.

День первый: пустыня

Первый совет туристам — меняйте деньги заранее. Может быть, в аэропорту имени Бен-Гуриона и приемлемые курсы, но комиссия за обмен там не порадует. Так, 200 долларов в местном обменнике превратились в 691 шекель (с половиной).

По мнению туристов на многих форумах, аэропорт имени Бен-Гуриона обладает самой дотошной и скрупулёзной в мире службой безопасности — приезжие критикуют её, но я причин для негатива по этому поводу не заметил. Слухи о часовых допросах и досмотрах на паспортном контроле для меня так и остались слухами, при том что я проходил через кордоны как обычный турист, без пресс-карт и сопровождения. Хотя один мой друг рассказывал, что однажды их компанию задержали и допрашивали более трёх часов (да, это те самые слухи).

Защищённость аэропорта лезет в глаза только на рамках металлодетектора — внутри всё безмятежно. В первые же минуты пребывания там я столкнулся с группой жизнерадостных поющих и танцующих людей, чувствовавших себя совершенно свободно. И никакой полиции вокруг.

Безмятежность, говорю же. Если в Израиле везде так, это многое говорит о местном обществе.

Двести долларов — это деньги на мои собственные расходы, но вся поездка изначально была организована проектом Таглит. То, куда и как мы будем ездить в этом путешествии, определено организаторами программы, они же оплачивают нам жильё и предоставляют гида. Мы будем не полноценными участниками программы, а скорее наблюдателями, которые посетят несколько знаковых для истории Израиля мест и будут передвигаться маршрутом, схожим с маршрутами участников Таглита.

Окей, гугл, что такое Таглит. Это проект, который позволяет посетить Израиль бесплатно тем, у кого есть еврейские корни. Корни в данном случае — кровные родственники вплоть до прабабушек по материнской линии (в случае с отцом речь идёт о бабушке). Чаще всего в него попадают студенты, которым устраивают десятидневный трип по Израилю с посещением достопримечательностей в разных уголках страны — от крупных городов вроде Иерусалима и Тель-Авива до знаковых мест посреди пустыни.

Да, я тоже сначала подумал, что тут должен быть подвох — кому нужно бесплатно возить молодых ребят со всего мира по стране? В чём смысл, кто это вообще придумал и зачем? Об этом позже нам расскажет наш гид, и его объяснение звучит довольно логично.

Итак, на четыре дня я примеряю на себя роль парня с еврейскими корнями, который решил воспользоваться правом поехать <<на Таглит>>, и при этом пытаюсь потратить 200 своих карманных долларов. Погнали.

Нас привозят на обзорную площадку у мемориала бригаде “Харэль” в Хар-Адаре. Немного милитаризма: бригада <<Харэль>> вошла в историю Израиля за свои достижения в войне за независимость страны и Шестидневной войне (по сути, тоже войне за независимость страны). Борьбы за независимость у Израиля в истории много, но эта площадка стала единственным местом боевых действий прошлого, которую мы посещали на Таглите. Надеюсь, у участников дела обстоят так же — рассказы о современных войнах меня никогда не радовали.

Площадка расположена близко к аэропорту и, кажется, по пути к любому городу из него, если не считать небольшого крюка. Но крюк того стоит — с башенки, похожей на летающую тарелку (о чём постоянно шутят гиды), открывается вид, ясно дающий понять, что из себя представляет Израиль.

Да, это будто огромная пустыня у моря, с прелестями которой местным жителям постоянно приходится бороться. Но каким-то образом им удавалось с ней справляться как тысячу лет назад, так и сейчас. И более того, евреи построили в ней цивилизацию уровня европейской. Но с ней мы встретимся позже — в первый день мы едем на ночёвку в лагерь бедуинов посреди пустыни.

По пути к лагерю я столкнулся с первыми тратами — аппетит привёл нас в придорожное кафе, основанное ливанцами. И с местной любовью к хумусу — его здесь действительно много, и подают его как на завтрак, так и на обед с ужином. Помимо него традиционный фалафель и куриный шашлык. Такой обед посреди дороги в Израиле обойдётся вам примерно в 100 шекелей. Чаевые включены в счёт.

Ну и ещё мороженое из магазинчика бонусом. 10 шекелей.

В лагерь бедуинов мы добрались к вечеру. Здесь мы впервые пересеклись с несколькими группами таглитовцев — все как один студенты на отдыхе, и, кажется, безмятежность местных передалась и им. Рассказы бедуина о его жизни у костра, плотнейший ужин (кус-кус, мясо нескольких видов и как минимум в пяти вариациях и снова хумус), а после всего этого можно заняться своими делами. Для нас это была ночная прогулка в пустыню. Кстати, обязательно окажитесь в пустыне вечером, и желательно компанией поменьше, а то и без спутников — тишина, безграничность пространства и подчёркивающий это ветер наводят на огромное количество мыслей.

А к концу первого дня у меня остался 581 шекель. Есть над чем работать.

День второй: Масада и Иерусалим

Ни с чем не сравнимое ощущение — встретить рассвет на руинах крепости Масада посреди пустыни. Но чтобы рассвет этот там встретить, вставать нам пришлось в 4:45 (обычно я ложусь часа в 2-3, так что для меня это было дополнительным испытанием). Но вот немного возни, короткая поездка, и мы у подножия горы, в которой выстроена крепость. А после небольшого подъёма и на самой горе. Узрите же.

На самом деле мы посещали крепость Масада не ради одного рассвета, а чтобы ещё и послушать истории гидов о том, как крепость оборонялась от неостановимых римлян. Достойная голливудской экранизации в стиле <<коса на камень>>, но вам лучше слушать её на рассвете в этой самой крепости.

Далее мы позавтракали и отправились на Мёртвое море. Должен отметить, делать там туристу (да и не только) почти нечего, разве что принимать оздоровляющие процедуры. В воде быть долго нельзя, на солнце быть долго нельзя, нырять нельзя, плескаться нельзя и даже утонуть, как известно, там тоже нельзя. Шарики отобрали, никакого праздника. Но я воспользовался случаем и купил в местном магазинчике пачку Pringles, которую не видел в московских магазинах, бутылку Sprite, выбранную по тому же принципу, и зажигалку. Минус 35 шекелей.

Израиль не одной пустыней славен, и потому мы двинулись в Иерусалим. Первым разочарованием там для меня стала местная кофейня <<для всех>> — оказалось, они не готовят простейший латте. Его нет в меню, а в ответ на просьбу бариста просто налил больше молока в капучино. Я ни разу не кофейный гурман (они обычно латте не просят), но это было странно даже для меня. Возможно, причиной такой нелюбви к плебейским видам кофе стал местный климат. В Израиле вам скорее подадут крепкий кофе или очень сладкий чай, нежели молочные продукты, так как пить нужно много, а разводить коров в пустыне — дорогое удовольствие. Тем не менее в список расходов это попало (вместе с сэндвичем с тунцом). Минус 61 шекель.

Группам на Таглите оплачивают все логистические расходы, в том числе и гостиницу (кроме карманных). В Иерусалиме и Тель-Авиве мы останавливались в местах, в которых также останавливаются сами группы участников. Выбор иерусалимской гостиницы позволил нам не устать, пока мы ходили вечером в башню Давида и гуляли по городу.

Кстати, о башне Давида: это место стоит посетить любому, кто окажется в Иерусалиме (вне зависимости от того, Таглит это или нет), причём дважды, в дневное время и вечером. Потому что вечером древняя крепость силами световиков превращается в огромное полотно для видеопредставления — на её стены с множества проекторов транслируют видео, и при этом техники этого шоу учитывают особенности ландшафта. Получается как минимум что-то из этого.

После, поужинав пиццей с морепродуктами (здесь я снова смог потратить часть своих финансов — 50 шекелей) и посмотрев шоу в замке, мы остались предоставлены сами себе, и, разумеется, я воспользовался этим, чтобы выбраться в город на разведку и зайти куда-нибудь на стаканчик крика.

Крик, если вы вдруг не в курсе, это крафтовое пиво, а вкус и цвет у него такие, что маскулинным мачо стоит перестать читать заметку прямо сейчас. Так вот, крика в Иерусалиме я не нашёл, как и хипстерского бара, в котором мог бы выпить такой сноб, как я — по крайней мере, в центре города. В итоге лучшим выбором оказался, как ни странно, бар на той же улице, что и наша гостиница, а лучшим напитком там — <<Карлсберг>> из бочки, 29 шекелей. Таким образом, к концу второго дня у меня осталось 407 шекелей. Стоит поднажать.

День третий: Тель-Авив и тусовки

Утро мы начали с экскурсии по дневному Иерусалиму. Наш ждала прогулка по знаковым местам и местному рынку (15 шекелей за кофе со штруделем в кофейне у англиканской церкви и 10 шекелей за гранатовый сок). Затем отправились в Тель-Авив.

Одной из точек посещения было мероприятие для участников Таглита. Там были группы со всего постсоветского пространства (Таглит ведь работает по всему миру). Их собирают вместе, чтобы чуть больше рассказать о проекте и устроить концерт местной группы. Всё это на открытом воздухе в парке в центре города.

На вечеринке я разговорился с одной из таких участниц. Даша родом из Челябинска, ей 19 лет — все они прошли для неё в пределах родного города. Никаких поездок не только за границу, но и по России. Но вдруг выяснилось, что у неё есть родственники-евреи по отцовской линии, и связей с ними было достаточно, чтобы Даша попала на Таглит. Бесплатно и через пинки родителей, которые, вероятно, понимали, что для девушки из глубинки это может стать единственной поездкой за границу в жизни. А теперь у неё есть приятнейшие воспоминания, которые ей ничего не стоили. И фоточки в инстаграме, конечно.

После официальной части вечеринки (и предшествовавшего ей диджей-сета со всякой хитовой танцевальной музыкой) на сцену вышла группа Hatikwa 6 (<<Надежда 6>>, если переводить). Мне это название ничего не говорило, но, как я выяснил позднее, этот коллектив — израильский аналог <<Ленинграда>> в плане массовой любви и почитания поклонниками. Но при этом без матерщины и песен про водку. Разница менталитетов?

Вечером у меня освободилось время и я решил встретиться со свои старым другом Львом, который живёт здесь несколько лет. За разговорами о жизни в Израиле мы дошли до Средиземного моря, взяв по пути сладостей (минус 50 шекелей) в местной палатке. Кстати, советую любому отправиться на набережную ночью как минимум раз за поездку. Как минимум раз — потому что потом вы захотите вернуться. Так, к концу третьего дня у меня осталось 332 шекеля. Следующим вечером уже вылет домой, нужно что-то с этим сделать.

День четвёртый: где потратить деньги в Израиле, если вам это очень нужно

Самолёт вечером, а с утра я снова сгонял на море (ещё раз, на Таглите гостиницы подбирают с очень удобным расположением), после чего мы отправились на прогулку по городу.

Если Иерусалим больше о наследии, то Тель-Авив — о современности, он пропитан светской жизнью донельзя. Но это не отменяет того, что здесь любят историю — в особенности, её современную часть и историю образования самого Тель-Авива, а вместе с ней и объявление независимости Израиля. Так, туристы могут посмотреть на первые схемы или модели города, расположенные в центре Мигдаль Шалом — местном бизнес-комплексе, который одновременно с этим стал небольшим негласным музеем города, — или свободно пройти в тот самый зал, где состоялось заседание по принятию местной декларации о независимости.

Но у меня остались связанные с бумажником незакрытые гештальты и, кроме того, желание отведать местную шаурму (я пробую её в любом городе мира). Цена за неё здесь 40 шекелей, но при этом своих денег она стоит. И небольшое восполнение запасов в виде табака и принадлежностей за 45 шекелей.

Проведя в Израиле четыре дня и следуя по стопам участников Таглита, я всё ещё не знал ответа на вопрос, какие цели преследует этот проект. Никакой пропаганды, никаких попыток <<поговорить со мной по душам>>, несмотря на мою явно по-еврейски звучащую фамилию и соответствующие повадки. Как выросший в России человек я всё не мог понять, где же подвох.

Гиды объясняют суть программы местным менталитетом. Евреи воспринимают свой народ немного иначе, чем те же русские — история приучила местных относиться к своим, как к равным членам какой-то маленькой общины, диаспоры или попросту племени, где бы эти свои ни были. Несчастья и гонения образовали менталитет, в котором члены маленькой группы стоят друг за друга горой (пусть эта группа и разбрелась по всему миру), как за членов семьи. А семья, согласно морали многих идеологий, должна быть вместе. Вот что-то вроде подобной заботы о семье и лежит в основе проекта, уверяют нас гиды.

Фактически основная цель Таглита — просто показать еврею из другой страны, как живёт его <<племя>>, ставшее вновь государством. И не так важно, где он живёт.

Как бы то ни было, поездка подходила к концу, а у меня оставалось целых 247 шекелей. На пути к аэропорту было только одно место, где их можно было потратить — огромный гипермаркет из разряда тех, в которые семьи на выходных ездят за продуктами. Я не был здесь неординарным и попросту попытался купить инжира, хумуса и вин разных видов, чтобы забить чемодан на все оставшиеся деньги. Ну и ещё пару банок яблочного Schweppes, чтобы дома простой виски с ним мешать, а заодно проверить, взрываются ли такие банки на высоте, как о том гласят городские легенды.

Во-первых, конечно не взрываются. Во-вторых, даже после всех трат (а чемодан я набил основательно, и больше вещей туда попросту было не вместить) у меня остались деньги.

Если по прилёте в аэропорт мы не столкнулись с известной дотошностью охранников аэропорта Бен-Гуриона, то на вылете это нас немного коснулось. Впрочем, ничего необычного — просто сотрудники службы безопасности аэропорта делят группы по несколько людей и отдельно просят подтвердить, не теряли ли вы чемодан из виду во время поездки по стране и кто помогал вам его упаковывать. Скрупулёзно, но проблем не доставляет и к огромным очередям не приводит. Мы управились со всем минут за тридцать, а потом я заскочил в duty-free за сладостями (да, не стоит ходить в duty-free, но мне же нужно было потратить остатки своих шекелей).

И вот я дома.

Проверив все карманы, я пришёл к подведению итогов моего мини-испытания. И они оказались неутешительными: из почти 700 шекелей к концу поездки у меня осталось 80 шекелей. Да, я так и не смог потратить все карманные деньги во время поездки на Таглит. Эксперимент провален.

Но это мой личный опыт журналиста, а Таглит существует вовсе не для них. И если вдруг вы подходите под условия участия в программе, нужно сделать немного: заполнить анкету и подать заявку. Организаторы Таглита отвечают на них долго (в течение нескольких недель), но без ответа ни одну из заявок не оставляют. А что будет потом, решать уже вам — но 200 долларов в Израиле в таких условиях вам точно не понадобятся.