Акции <<Трансаэро>> подорожали почти втрое вопреки угрозе уголовного дела

TKSAG TKSAG

То, что происходит в последние два дня со второй авиакомпанией России, может оказаться чудесным спасением, а может и масштабной аферой. Акции банкрота дорожают на 187%, а вице-премьер открыто угрожает ему уголовным преследованием.

В среду 21 октября акции авиакомпании <<Трансаэро>> на Московской бирже подорожали на 187%, сообщает <<Интерфакс>>. Ситуация развивалась столь стремительно, что бирже дважды в течение одного дня пришлось меня верхнюю планку так называемого ценового коридора: событие абсолютно экстраординарное даже для России. Компания, которая вечером 20 октября стоила около 1 миллиарда рублей, в среду днем подорожала почти до 3 миллиардов.

Очевидно, на цену повлияло вчерашнее сообщение СМИ о заключении сделки между <<Трансаэро>>, которая до последнего дня готовилась к процедуре банкротства, и авиакомпанией S7 (<<Сибирь>>). Как сообщал РБК со ссылкой на основных владельцев обеих компаний, S7 договорилась о покупке 51% акций <<Трансаэро>>. Гендиректор и главный акционер S7 Владислав Филев и основной акционер <<Трансаэро>> Александр Плешаков устно заявили о существовании такого соглашения. Информацию подтвердил и представитель одного из банков-кредиторов <<Трансаэро>>.

До этого 74% плюс 1 акцию <<Трансаэро>> за 1 рубль собирался купить <<Аэрофлот>>, но сделка не состоялась — по какой именно причине,  неясно. Зато Филев и Плешаков вчера сообщили, что плата за контрольный пакет составит <<существенно больше одного рубля>>: сумма, говорят участники, устраивает всех. Акции <<Аэрофлота>> к 11:30 подешевели  на 3,4%.

Все это выглядит как чудесное спасание в последний момент, поскольку с 1 октября <<Трансаэро>> перестала продавать билеты, с 6 октября начались отмены рейсов, а с 26 октября у компании отнимут лицензию на полеты, и ее самолеты останутся на земле. Правительство России уже заявило, что, поскольку сделка с <<Аэрофлотом>> не состоялась, <<Трансаэро>> ждет процедура банкротства: в ближайшие дни ожидалось, что по иску нескольких кредиторов суд введет в компании внешнее управление. До 15 декабря управлять оставшимися рейсами должен был <<Аэрофлот>>, а потом их собирались распределить между несколькими авиакомпаниями.

С другой стороны, подорожание компании почти втрое за несколько часов выглядит очень подозрительно. Безудержному ралли среды не помешали ни утреннее заявление министра транспорта РФ Максима Соколова об отзыве летного сертификата с 26 октября, ни слова вице-премьера Игоря Шувалова о том, что на ситуацию в <<Трансаэро>> стоит обратить внимание МВД или Следственному комитету.

<<То что мы сейчас видим из документации, которую получаем из компании, у нас есть вопросы по поводу того, насколько экономически обоснованными были те или иные решения и тарифы, по которым продавались билеты, особенно в последнее время. Я не берусь судить по этому поводу, но может кому-то, кто занимается правоохранительной деятельностью, стоит на этот вопрос посмотреть>>, — сказал Шувалов в среду утром, выступая в Госдуме.

Более того, собственно контрольное ведомство, Росавиация назвала информацию о сделке слухами. Руководитель агентства Сергей Нерадько заявил, что не получал никаких документов о сделке, а значит все пока идет по плану: внешнее управление, банкротство, перераспределение рейсов.

Наконец, в среду Арбитражный суд Москвы принял к производству иск <<Аэрофлота>> к <<Трансаэро>>. Главный перевозчик страны требует рассчитаться с ним за развоз пассажиров своего конкурента, которых пришлось спасать из-за отмены рейсов. Договор о помощи был оформлен 4 сентября как заем. Сумма иска — 5,59 млрд рублей, сообщает <<Интерфакс>>.

Тем не менее, акции подорожали, а кто-то из их держателей, вероятно, сегодня очень сильно обогатился.