Нарисовать подделку и продать её по цене шедевра. Москвич провёл опыт и доказал — обмануть людей слишком легко

Ксения Шлёнская Ксения Шлёнская

Программист из Москвы провёл в социальных сетях опыт, в рамках которого попытался продать собственную картину как абстракцию малоизвестного французского художника. В результате экспериментатор доказал — красивая история вокруг произведения искусства при продаже важнее, чем его содержание. Даже если эта история — выдумка, а шедевр — подделка.

Артём Субботин — житель Москвы, специалист по IT и главный исполнительный директор технологической компании Simkomat. В конце августа мужчина решил провести эксперимент и доказать, что на рыночную стоимость произведений искусства влияет не их содержание, а <<красивая история>>.

Результатами опыта Субботин поделился на сайте интернет-издания vc.ru. Сначала Артём поставил перед собой две цели: нарисовать картину и придумать историю её происхождения, а затем продать работу за максимальную цену. На материалы для рисования он потратил 1104 рубля.

С чего я начал? Пошёл в магазин художественных товаров и купил: холст (20 на 30 сантиметров) за 381 рубль, набор масляных красок за 428 рублей, мастихин за 167 рублей и кисть за 128 рублей.

Дома Субботин смешал на холсте жёлтую, красную и чёрную краски и убрал получившуюся картину на полку. На рисование ушло 46 минут, а вот на историю        мужчина потратил больше — три часа. По словам автора, за основу он взял диалог из романа <<Мастер и Маргарита>>, но переместил своих героев в Париж.

Получившимися произведениями Артём поделился в фейсбуке. По сюжету рассказа, Субботин отдыхал на парижской улице, когда к нему подошёл местный русскоговорящий художник. Незнакомца якобы звали Юдо, и он обратился к мужчине с деловой просьбой — забрать у него картину, а через четыре года выставить её на продажу в социальных сетях.

Юдо: Так вот, месье, идея моего движения <> заключается в том, что стоимость искусства будет формироваться пользователями социальных сетей, а не какими-то Christie, Sotheby или Drouot, которые кредитуют покупателей на миллионы долларов, раздувая рынок.
Артём: Хорошо, вашу идею я понял. А чем я могу вам помочь, Юдо?
Юдо: Спасибо, что спросили Артём! У вас много друзей в социальных сетях, и я хочу вам предложить стать перым адептом моего движения и распространителем моего искусства!

Разумеется, Артём никогда не встречался с парижанином, а картина из рассказа — та самая, которую ранее нарисовал наш герой. В завершение повествования Субботин сообщил, что готов отдать работу Юдо тому, кто предложит за неё максимальную цену. Советуем прочитать историю полностью, чтобы понять впечатления (и поступки) невольных участников эксперимента.

В тот же день в комментариях под постом стартовало обсуждение картины.

А за дискуссией — торги.

Хотя были и те, кто заподозрил неладное.

Аукцион завершился на следующий день. По его результатам обладателем картины стал Фёдор Скуратов — директор компании Combot, разработавшей одноимённый сервис по сбору статистики и автоматической модерации чатов в Telegram. Покупатель победил на торгах, предложив за картину цену, в десять раз превышающую её себестоимость.

Работа французского художника Субботина должна была отправиться к Скуратову уже на следующий день. Однако Артём решил не заходить далеко — он вернул покупателю полученные десять тысяч рублей, а в качестве компенсации подарил нашумевшее произведение искусства. Экспериментатор считает, что реальная история увеличила стоимость мини-шедевра и новый владелец сможет заработать на нём не менее 500 долларов.

Артём Субботин и Фёдор Скуратов

Подводя итоги опыта, Субботин вновь сделал акцент на роли историй в продаже произведений искусства и объяснил, почему люди готовы платить деньги за картины с внушительным бэкграундом.

Никому не нужно искусство как искусство. Люди хотят быть частичкой чего-то большого, какой-то важной истории. Работы Энди Уорхола стоят миллионы не потому, что он лучше всех рисует баночки супа, а потому, что в его историю поверили и подкрепили веру зелёным долларом. Люди покупают миф (в хорошем смысле). Так было всегда, и так будет и дальше.

Однако будьте осторожны, не исключено, что в будущем Артём вновь решится на социальный эксперимент.

Субботин не первый, кому удалось подтвердить, что фейк можно продать с помощью красивой истории. Западные журналисты смогли заработать на поддельных инстаграм-аккаунтах, и стоковые фото не стали им помехой.

Ещё легче обмануть подписчиков было блогеру из Великобритании. Воспользовавшись графическим редактором, молодой человек притворился богачом в инстаграме. То, как быстро пользователи ему поверили, настораживает.