Добро пожаловать в зловещую долину. Как выглядели первые 3D-мультфильмы и почему на них страшно посмотреть
Если в 2020 году взглянуть на любимые с детства мультфильмы, становится не по себе. В прошлом компьютерная анимация выглядела совсем не так хорошо, как сейчас. Зато если взглянуть на то, как быстро развивались технологии, можно прийти в восторг — и в ужас, ведь некоторые персонажи оказались даже слишком реалистичны.
В XXI веке CGI-мультфильмы кажутся привычными, и на экраны выходят всё новые истории принцесс, животных, насекомых и игрушек, умеющих разговаривать, улыбаться и идеально передающих эмоции сыгравших их актёров. Реализм этих картин порой зашкаливает — как это было в 2019 году с четвёртой частью <<Истории игрушек>>.
Я в шоке от того, как хорошо сделана CGI-анимация для кошки в <<Истории игрушек-4>>. Клянусь, это выглядит, как будто обычные съёмки просто добавили в мультфильм.
А если вспомнить о том, как выглядела первая часть этого же мультфильма, становится сложно поверить глазам. Ведь в первой <<Истории игрушек>> тоже было животное. Вот только выглядело оно совсем иначе.
Собака из <<Истории игрушек>> и кошка из <<Истории игрушек-4>> (да уж, ничего особо не изменилось!).
Как при нашей жизни мультфильмы успели развиться от собаки, похожей на злую угловатую картошку, до абсолютно реалистичной пушистой кошки? Похоже, спасибо за это стоит сказать не только аниматорам, но и самым разным людям: от советских учёных до Стива Джобса.
Кошечка, которая пошла сама по себе
Поначалу мультфильмы, созданные при помощи компьютерной анимации, не предназначались для детских развлечений. Учёные исследовали способы передать объёмное движущееся изображение при помощи геометрических фигур, заданных формулами, и первые 3D-мультики можно было увидеть не на экранах кинотеатров, а в лабораториях.
Далеко не все знают, что первым трёхмерным мультфильмом, сделанным при помощи компьютера, была не какая-нибудь <<История игрушек>> 1995 года, а советский фильм <<Кошечка>>, снятый ещё в 1968 году.
Его создатели решили <<компьютеризировать>> походку кошки, введя в компьютер описывающие её дифференциальные уравнения. Все движения при этом воссоздала машина. Кадры были напечатаны на текстовом принтере АЦПУ-128, а затем сфотографированы и слегка дорисованы художником-мультипликатором.
Если присмотреться, каждый пиксель в этой картинке — кириллическая буква <<Ш>>.
Как выглядел первый 3D-мультфильм?
Первый привычный нам 3D-мультфильм появился уже в США в 1984 году. Это «Приключения Андре и пчелки Уолли», созданные в анимационном отделе студии Lucasfilm.
Праотцом голливудских 3D-мульфильмов стал аниматор Джон Лассетер. В 1975 году он попал в образовательную программу Диснея и вскоре устроился в компанию Walt Disney Feature Animation. Когда Лассетер открыл для себя компьютерную анимацию (её успели применить в <<Звёздных войнах>>, <<Звёздном пути>> и фильме <<Трон>>), его мечтой стали трёхмерные мультфильмы.
Уолт Дисней в течение всей своей жизни стремился добавить больше измерений в свою анимацию, я смотрел на это и думал: именно этого так ждал Уолт.
После первой же презентации 3D-проекта Лассетера уволили. В тот момент руководство Disney интересовала только мгновенная прибыль, а сотрудники компании попросту боялись, что компьютер отберёт у них работу. Поэтому планы аниматора не понравились никому.
Увольнение Лассетера привело его на фриланс в компанию Lucasfilm — в отдел Computer Graphics Group. В этом подразделении работали учёные и техники, которые хотели создавать мультфильмы, но не знали как. А Лассетер разбирался в анимации и драматургии — но только не в компьютерах.
Результатом их сотрудничества стала короткометражка «Приключения Андре и пчелки Уолли». Её сюжет не отличается оригинальностью: человечек по имени Андре не хочет играть с пчёлкой Уолли, та жалит его, а он в ответ бросает в неё свою шапочку.
Мультфильм произвёл фурор — в индустрии впервые поняли, что компьютеры правда могут создавать фильмы. На базе анимационного отдела была основана студия Pixar — имя ей дал режиссёр <<Андре и Уолли>> Элви Рэй Смит, а сооснователем стал Лассетер.
Но студия не приносила особой прибыли: Лассетер и компания сняли несколько короткометражек и начали продавать машины для трёхмерной визуализации. В 1986 году Pixar на свои деньги выкупил Стив Джобс, которого как раз выкинули из Apple (туда он триумфально вернётся позже).
Как выглядела нулевая <<История игрушек>>?
В 1991 году Лассетер и его коллеги решили свернуть торговлю компьютерами для трёхмерной графики и сделать очередную попытку прорваться на киноэкраны. Они предложили Disney снять полнометражный мультфильм по мотивам одной из готовых короткометражек.
Нашей главной целью был 30-минутный рождественский телефильм по мотивам короткометражки Джона Лассетера <<Игрушка>>. Нам казалось, это будет лучшим шагом на пути к полному метру.
В Disney решили дать компьютерным аниматорам шанс — и получилось что-то ужасное. На свет появилась самая первая (<<нулевая>>) версия мультфильма <<История игрушек>>, но смотреть её было невозможно.
Персонажи, доработанные по указаниям Disney, вызывали у зрителя антипатию. Так, Вуди был настоящим злодеем и прятал наивного Базза за шкаф, чтобы Энди не мог играть с ним. Выглядело всё это не очень-то привлекательно.
Проект заморозили, но Лассетер не сдался. За три недели он переделал мультфильм, избавившись от поправок, внесённых в его изначальную идею, и вновь показал его Disney.
Новая <<История игрушек>> понравилась всем. В 1995 году она вышла на экраны, стала самым кассовым фильмом года и первым мультипликационным фильмом с номинацией на <<Оскар>> за лучший сценарий. Сейчас этот мультфильм
И, хотя на анимацию собаки из <<Истории игрушек>> в наши дни больновато смотреть, нельзя не признать: Лассетер сделал невозможное. Ведь первый полнометражный 3D-мультфильм в истории человечества оказался таким интересным, что положил начало новой индустрии.
Как Pixar и DreamWorks поссорились из-за муравьёв?
Новым проектом Pixar после <<Истории игрушек>> стал мультфильм <<Приключения Флика>> — его героями стали муравьи, и это не случайность. Дело в том, что уровень CGI-анимации был ещё так плох, что без проблем можно было создавать только простых <<гладеньких>> персонажей — например, игрушек или насекомых.
Вот только в 1998 году на экраны вышло сразу два мультика про муравьёв от двух разных студий. Вторым стал <<Муравей Антц>> от DreamWorks. Создателем этой студии стал Джеффри Катценберг, который занимался сделками с Pixar от лица Disney, а потом уволился, не дождавшись повышения и поссорившись с генеральным директором Майклом Эйснером.
Катценберг знал всё о планах Pixar и хотел отомстить Disney, поэтому DreamWorks занялась созданием своего мультфильма о насекомых, чтобы опередить Флика. Сюжет картин во многом идентичен: и там, и там главный герой — простой муравей, влюбившийся в принцессу и пытающийся спасти свою колонию.
DreamWorks удалось опередить Pixar. <<Муравей Антц>> вышел на экраны в октябре, а <<Приключения Флика>> — в ноябре. Обычно в таких ситуациях первой картине удаётся <<подрезать>> кассу второй, но не в случае с детищем Лассетера.
<<Приключения Флика>> собрали около 360 миллионов долларов, в то время как <<Антц>> — около 170. Несмотря на сходство двух мультфильмов, первый оказался куда более универсальным. <<Антц>> делал упор на словесные шутки и отсылки для взрослых, а проект Pixar отличался визуалом и был нацелен на детей — это и принесло ему успех.
Барби и все-все-все
Успех мультфильмов Pixar привёл к тому, что и другие студии начали переходить на компьютерную анимацию. Вот только далеко не всем из них удалось настолько же развиться за прошедшие годы. Девушки со всего мира отлично знакомы с одним из подобных примеров — серией мультфильмов про Барби, выходящих до сих пор.
Мало кто знает, но в первой <<Истории игрушек>> подружкой Вуди должна была быть не никому не известная пастушка Бо Пип, а кукла Барби. Но в Mattel отказались сотрудничать с Pixar и давать разрешение на использование этого образа. По мнению владельцев Барби, второстепенная роль в картине никому не известной студии могла разрушить весь имидж успешной девушки.
Разумеется, после головокружительного успеха <<Истории игрушек>> в Mattel пожалели об этом. Во второй части мультфильма уже появляется Барби (и не одна).
Кстати, уже в наши дни из второй <<Истории игрушек>> вырезали одну из сцен после титров. В ней Вонючка Пит закрывался в коробке с куклами и приставал к ним, обещая за это роли в следующих мультфильмах.
Как и Пит, Джон Лассетер уже в наши дни лишился своего места из-за непристойного поведения. В 2017 году его обвинили в приставаниях к сотрудницам, и в Disney отказались продлевать контракт с ним. <<История игрушек-4>> стала последним мультфильмом режиссёра в Pixar.
Ну, а владельцы Барби в конце XX века поняли, что роли в кино — то, что нужно их куклам. В 1999 году в Mattel было принято решение осовременить Барби, и в 2001 году вышел первый CGI-мультфильм с куклой в главной роли — <<Барби и Щелкунчик>>.
Спустя год вышел новый мультфильм — <<Барби и дракон>> (по мотивам <<Рапунцель>>), а вскоре картины про куклу начали выходить даже чаще раза в год. В отличие от Pixar, новые части не так уж эволюционировали. Их создатели и не думали стремиться к особому реализму, ведь отличительная деталь этих мультфильмов — скромный бюджет, а цель — пиар Барби.
Например, последний вышедший мультфильм про Барби выглядит так.
Кстати, в наши дни Барби из мультфильмов обрела новую жизнь — в формате мемов. Не так давно пользователи соцсетей вспомнили песню Принцессы и Нищенки из одноимённой картины — <<Ведь ты как я>>.
Кадры из этого ролика теперь используют, чтобы подчеркнуть необыкновенное сходство внешности или характеров двух людей.
Эффект зловещей долины
На самом деле, удивляться тому, что Барби не очень изменилась за все эти годы, не стоит и ещё по одной причине. Дело в том, как публика приняла другой мультфильм, вышедший в 2001 году, — <<Последняя фантазия: Духи внутри нас <<, основанный на играх Final Fantasy.
Это первый полнометражный фильм, полностью построенный на использовании фотореалистичных образов людей. И качество компьютерной графики в нём просто потрясающее — особенно для 2001 года.
Если создатели <<Истории игрушек>> и <<Приключений Флика>> боялись сделать главными героями кого угодно, кроме игрушек и насекомых, то японская компания Square Pictures решилась создать настоящих компьютерных людей. И очень зря.
Фильм стал одним из самых громких кассовых провалов в истории кинематографа. При бюджете свыше 130 миллионов долларов он собрал всего 85 миллионов.
Причин у такой коммерческой неудачи несколько. Многие критики называли в их числе типичный скорее для аниме сюжет, который отпугнул европейских зрителей, и совмещение научной фантастики с анимацией. Кроме того, многих фанатов Final Fantasy разочаровало то, что картина не имела ничего общего с играми.
Но, помимо всего прочего, создатели <<Последней фантазии>> стали жертвами <<эффекта зловещей долины>>. Судя по всему, чрезмерный реализм в изображении персонажей сыграл с ними злую шутку.
Гипотеза, сформулированная японским учёным-робототехником и инженером Масахиро Мори, подразумевает, что людям страшно и противно смотреть на объекты, которые ведут себя и выглядят почти так же, как они сами (но не точно так же).
Так, робот, похожий на человека, вызывает у зрителей симпатию, пока сходство не оказывается слишком сильным. После этого его внешность вызывает у них дискомфорт.
Возможно, причина феномена кроется в том, что на таком уровне сходства роботы и движущиеся персонажи воспринимаются как <<живые трупы>>. Кроме того, созданные искусственно люди обладают идеальной симметрией лица, невозможной в природе и потому выглядящей устрашающе.
Неудивительно, что в наши дни создатели мультфильмов совсем не стремятся к реализму в изображении человеческих персонажей. Наоборот, герои анимационных картин всегда смотрятся немного карикатурно, а их лица выглядят непропорционально.
Впрочем, в последнее время зрителей, кажется, не устраивает и этот подход. Так, в 2019 году на экраны вышел мультфильм <<Холодное сердце-2>>, и внешность его героинь вызвала настоящие дебаты.
Лицо Эльзы с макияжем разочаровало феминисток, а когда художницы убрали его, ситуация стала только хуже. Внешность принцесс Disney оказалась такой, что аниматоров начали обвинять в сексизме и других грехах.
Пользователи соцсетей принялись переделывать диснеевских героинь, чтобы те выглядели максимально реалистично. И эти работы вызвали не только похвалу, но и критику — а вот об эффекте зловещей долины никто, похоже, так и не вспомнил.
Нужен надёжный помощник по ремонту? Вам сюда.