Называют себя группой СТС – <<старыми, толстыми, страшными>>. Стюардессы <<Аэрофлота>> рассказали об унижениях из-за внешности

Александра Тян Александра Тян

Сотрудницы <<Аэрофлота>> рассказали изданию <<Радио Свобода>> о новой политике компании, согласно которой бортпроводницам старше 40, с размером одежды больше 48-го не разрешается работать на международных рейсах. Женщины, в шутку называющие себя СТС (старые, толстые, страшные), объяснили причины введения новых критериев и рассказали о том, как планируют бороться с дискриминацией. 

Материал появился на сайте издания <<Радио Свобода>> 21 февраля. В него вошли истории нескольких бортпроводниц, работающих в <<Аэрофлоте>>: женщины рассказали о внутренней политике компании, согласно которой стюардессами могут работать только стройные, молодые и красивые.

41-летняя Евгения Магурина, бортпроводник высшей категории, в компании с 2010 года, но с 2016 года работает только на внутренних рейсах.

Это случилось в июне прошлого года: нам всем сказали, что в <<Аэрофлоте>> теперь за границу будут летать только молодые и худые. Всех, кто был старше 40 и у кого одежда больше 48-го, перестали ставить на заграничные рейсы. Когда я спросила, что, собственно, происходит, мне ответили, что таковы новые правила игры, и меня сняли с международных рейсов из-за размера одежды – теперь он должен быть не больше 46-го, а у меня был 48-й.

По словам Магуриной, решение было принято в июне 2016-го, после того, как всех сотрудников компании сфотографировали, попросили взвеситься и снять мерки.

В администрации объяснили своё решение так: <<Стюардесса должна быть стройной, такова политика компании>>. Согласно новым правилам, те, кто не соответствовал внешним критериям, работал только на ночных и коротких утренних рейсах.

Нас всех собрали в отделение № 1, устроив нам настоящую пытку: оставили лишь ночные и короткие утренние рейсы. Два часа туда, два обратно, соответственно, по две-три ночи ты нормально не спишь, потому что или работаешь, или добираешься на работу. Днём мы практически вообще не летали.

С введением новых правил изменился не только рабочий график некоторых сотрудниц, но и их зарплата: выплаты за выполнение рейсов за границу в разы превышают оплату за внутренние, отмечает издание.

Стоит отметить, что в марте 2016 года Евгения спасла одного из пассажиров: у мужчины во время полёта случился микроинсульт, а бортпроводница оказала ему необходимую помощь, за что впоследствии получила личную благодарность.

Другие сотрудницы добавили, что со склада авиакомпании форму 50 и 52 размеров вообще вывезли, а врачам дали указание проверять старших сотрудниц особенно тщательно на предмет профзаболеваний (сердечно-сосудистые болезни, гипертония и варикоз) и при любых сомнениях избавляться от них. Бортпроводницы, попавшие прошлым летом в категорию <<ненужных>>, в шутку называют себя группой СТС — <<старыми, толстыми и страшными>>.

Наталья, 42-летняя бортпроводница, проработавшая в авиакомпании больше 15 лет, добавила, что негласно такое правило существует в <<Аэрофлоте>> уже давно.

Стюардессы, пытаясь вписаться в новые критерии, падали в голодные обмороки прямо в диспетчерской, но даже если и худели, им говорили, что, мол, всё равно летать в Америку или Доминикану не будешь, потому что старовата уже. Тем, кто попал в группу СТС, из 90 возможных часов налёта оставили кому 60, а кому и 40. Знаете, это ведь очень унизительно, когда тебя взвешивают, как какую-то корову – у меня, например, 46-й размер одежды и при моём росте 1,64 жирной меня вряд ли назовёшь.

В официальном руководстве компании для бортпроводников допустимый размер одежды и другие внешние признаки не упоминаются.

Сотрудник должен иметь подтянутый внешний вид и прямую осанку, чистую и ухоженную кожу лица и рук, не допускаются татуировки на видимых частях тела. Форменная одежда должна быть чистой, отутюженной, опрятной и содержаться в безупречном состоянии, все её элементы должны быть тщательно подогнаны по фигуре.

В официальном описании вакансии бортпроводника <<Аэрофлота>> на сайте Headhunter требования к внешнему виду кандидатов также подробно не прописаны.

Магурина, тем не менее, отметила, что <<успешность>> сотрудников, которая напрямую влияет на объём зарплаты, во многом зависит от внешнего вида.

Помимо более строгих требований к внешнему виду сотрудниц, тех, кто работает в бизнес-классе, попросили относиться с особым вниманием к вип-клиентам и, общаясь с ними, приседать на корточки.

По словам сотрудников, новые правила для бортпроводников были введены после того, как гендиректор <<Аэрофлота>> Виталий Савельев вернулся из поездки в Азию.

Шефу понравились азиатки, – шептались в авиакомпании, – и теперь при наборе в бизнес-класс приоритет у высоких стройных девушек восточного типа, желательно моделей.

Магурина, в попытках восстановить справедливость, писала жалобы президенту, подавала заявления в Росавиацию, транспортную прокуратуру и трудовую инспекцию. Во всех вышеперечисленных инстанциях ей ответили отказом, после чего она направила жалобу в суд, её дело будет слушаться на этой неделе, сообщает издание.

Другая сотрудница, имя которой издание не упоминает, также подала заявление на компанию в суд, оценив моральный ущерб, нанесённый ей, в 1 миллион рублей.

Эти требования незаконны: по коллективному договору <<Аэрофлот>> обязан обеспечить работников форменной одеждой, и свою форму я получала на складе, поэтому непонятно, за что же мне снижают зарплату. То же самое и с рейсами: в коллективном договоре написано, что <<работодатель производит равномерное планирование налёта часов, в том числе в ночное время, а также равномерное распределение длительных полётов с учётом квалификационных требований>>.

Несмотря на то, что, по словам эксперта, доказать дискриминацию по возрасту в суде очень сложно, в истории подобных случаев существует положительный прецедент. В 2011 году авиакомпания <<Якутия>> проиграла суд сотрудникам, обвинившим её в дискриминации (бортпроводникам старше 35 лет было отказано в переобучении).

В комментариях к материалу на сайте издания мнения разделились. Некоторые встали на сторону сотрудниц, отметив, что стаж в такой профессии в разы важнее внешнего вида.

Кто-то даже предположил, что введение новых правил — лишь повод для того, чтобы сэкономить на более опытных сотрудниках.

При этом многие согласились с такой политикой компании и поддержали введение новых правил.

      

Несколько месяцев назад уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Зельников удивился, что в США на должность стюардесс берут женщин старше 50 лет, чем вызвал бурную реакцию других пользователей.