Шаурма как божественный свиток. Почему еда для бедных стала модной

TKSAG TKSAG

За три летних месяца шаурма превратилась из еды для голодных студентов и жителей спальных районов в модный продукт, обрела десятки тысяч почитателей в социальных сетях и получила заслуженное признание.

TKSAG разбирался, какой вклад в этот процесс внесли социальные сети и красивые девушки и как трендовые столичные издания поставили блюдо для бедных в один ряд с фалафелем и митболами.

Свидетели шаурмы

Начиная с весны во <<Вконтакте>> начали массово появляться специальные группы, в которых фанаты мяса в лаваше публикуют обзоры на блюда, опробованные ими в самых разных местах. Постепенно вырабатывается специальный сленг и то, что начиналось как шутка, стало увлечением тысяч людей.

Самый крупный паблик — <<Обзоры на шаурму в Москве и области>> — был создан в апреле 2015 года. Его администратор Василий, который учится в столичном вузе на учителя английского языка, рассказал TKSAG, что идея создать паблик пришла совершенно случайно.

<<Мы обедали в перерыве между парами. И мысленно составили топ-5 донерных. Потом подумали, что можно сделать такой паблик for fun>>, — говорит он.

По словам Василия, никаких специальных действий для раскрутки страницы он не предпринимал, за исключением пары конкурсов — на отметке в 100 подписчиков администраторы разыграли шаурму, а <<на символические 359 подписчиков — шаурму и пакет <<Изабеллы>>.

Каждый образец шаурмы в паблике оценивается по особому списку критериев: достаточно ли положили мяса и овощей, насколько сочная начинка, хорошо ли прожарен лаваш, протекла ли шаурма. Особое внимание адепты <<свитков>> почему-то уделяют <<мазку сверху>>.

К написанию отзывов подписчики паблика стараются подходить максимально творчески — поваров называют <<жокеями>>, <<маэстро>> или даже <<творцами>>, саму шаурму —<<жемчужинами>> и <<свертками>>, выясняют, кладут ли соус на макушку блюда.

В отзывах подробно описано, какие ощущения оставляет каждая секунда трапезы. Приводим несколько фрагментов.

<<В отражении мокрого и грязного асфальта замерцало нечто похожее на мираж. Я поднял глаза вверх и увидел перед собой единственное мое спасение в этот ущербный день. Это был терем с персидскими свитками>>

Если честно, то мы не рассчитывали, что свёрток арабских богов настолько скрасит сей отвратный денёк. Но кто бы мог подумать, что при первом укусе мы получим помутнение рассудка и экстаз…

<<При первом укусе чувствуется хруст лаваша и аромат мяса. По температуре все как и должно быть, мясо не сильно горячее, а овощи не холодные. У кого чувствительные зубы, не бойтесь, здесь все четко!>>

Овощи свежие и вкусные, поражает их обилие и разнообразие, ведь помимо классического набора есть ещё и острый перчик, который вносит свою лепту в свиток ненавязчиво и нежно. Я бы даже сказал, что этот острый перчик пикантно целует меня в язык при соприкосновении.

<<Сегодня я как обычно нехотя тащился на работу, но проходя мимо капища философских свитков меня поманил запах божественного кулечка счастья! Я зашел в это заведение, да, именно зашел, там есть столики и работает обогреватель! Меня встретил приветливый шаурмаэстро Алладин и его прекрасная Жасмин, собирающая дублоны с холопов на кассе>>

Оценки выставляются в баллах от 1 до 10, а каждый отзыв сопровождается подробным фотоотчетом, который не только позволяет разглядеть шаурму на всех этапах жизни, но и найти тот самый киоск в глубинах спальных районов.

Идея писать отзывы на шаурму имеет все шансы прижиться и в регионах. Аналогичный паблик в Петербурге читают 8 тысяч человек, число подписчиков <<Обзоров>> в Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Барнауле и Пензе пока не превысило пары сотен.

Фанаты блюда в Челябинске пошли еще дальше. Они создали <<Лигу шаурмы>>, в которой не только обсуждают, где вкуснее, но и клеят специальные наклейки на киоски с понравившейся шаурмой, а также встречаются для её коллективного поедания.

<<Наверное потому, что это вкусно, удобно, о ней есть, что написать, сделать отзыв. Нигде нет одинаковой шавермы, хотя состав везде аналогичный. Среди молодежи много её поклонников, вот так наверное и пришла идея создать <<Лигу Шаурмы>>, — рассказывает TKSAG одна из администраторов паблика Светлана Харитонова.

<<Проверенных>> мест в Челябинске уже больше сотни. Участники <<Лиги шаурмы>> говорят, что объединяются для общения, веселья и споров о <<правильной>> шаурме. В конце июля среди членов клуба были проведены соревнования по скоростному поеданию блюда.

<<Точное количество [участников] назвать не смогу, но участвовали даже те, кто не знал о существовании нашего паблика.
Мы стояли и приглашали поучаствовать совершенно не знакомых нам людей и они с удовольствием соглашались. Было весело>>, — говорит Светлана.

Заслуга красивых девушек

Немалую роль в привлечении внимания к шаурме сыграл паблик <<Красивые девушки и шаурма>>, который был создан в конце мая. За два с лишним месяца на него подписались 22 тысячи человек, о странице написали российские и зарубежные СМИ, а количество постов перевалило за тысячу.

Создавший страницу московский SMM-щик Роман Бордунов говорил о «перерождении имиджа» шаурмы.

<<Не так давно я взял шаурму (или шаверму, не суть) у своего метро и понял, что это навсегда. Легче бросить курить, чем перестать покупать донеры. Разумеется, я об этом стал постоянно писать у себя в твиттере (спасибо тем, кто не отписался), и люди как-то подхватили. Теперь уже, кажется, шаурма превратилась в какой-то мем>>, — заявил он в комментарии TJ в июне.

Растущий интерес к шаурме в России заметили даже западные СМИ, однако этот тренд они поняли неправильно. Британская газета Metro решила, что снимки продвигают здоровое питание, приняв за правду шутку в описании страницы о том, что паблик поддерживается министерством здравоохранения. Другие журналисты приняли его за кампанию российских властей (или даже лично Владимира Путина) против западного фастфуда.

Чего стоят заголовки: <<Российские социальные сети пытаются победить Запад шаурмой и сиськами>> от кулинарного блога Munchies, <<Путин запустил анти-западную кампанию, призывая женщин постить селфи с шаурмой>> от Daily Express, и <<Ненависть к бургерам: война российских социальных сетей против <<Макдоналдса>> на сайте Daily Star.

Позже во <<Вконтакте>> появился паблик <<Красивые парни и шаурма>>, но повторить успех <<девушек>> ему не удалось — число подписчиков едва превысило 2 тысячи. На волне интереса к шаурме Бордунов начал сбор денег на создание <<всероссийского гида <<Афиша-шаурма>> Shaur.net, констатировав, что она <<ворвалась в нашу жизнь плотно и бесповоротно>>. Пока что проект собрал только 2,5 тысячи рублей.

В комментарии для TKSAG Роман признает, что интерес к шаурме возрос в последние месяцы.

<<Шаурма однозначно стала популярным фаст-фудом, я в этом уверен. Раньше столько о ней не говорили, но вот этим летом бомбануло. Не знаю, почему так вышло, что её массово начали обсуждать и почему в этом сезоне такая истерика по этому поводу. Может, нам в нее что-то подмешивать начали?>>, — заключает он.

В Москве и Петербурге работают множество заведений, в которых можно попробовать шаурму <<для эстетов>>. В заведении под названием Shawarma Republic, расположенном в излюбленном московскими хипстерами Парке Горького, подают несколько разновидностей: итальянскую, мексиканскую, ливанскую, израильскую, индийскую, греческую, турецкую и даже вегетарианскую. В петербургском Pita’s шаурма еще более необычная — с брусничным соусом и мятой, красной рыбой и сливочным сыром и даже десертная с бананом в карамели.

Первый репортаж о поисках идеальной недорогой шаурмы в столице на сайте The Village был опубликован еще в 2013 году и вызвал бурные споры о любимых местах в комментариях. Уже тогда стало понятно, что это блюдо по-настоящему любимо в народе. В апреле этого года гайд о лучшей шаурме в Москве был опубликован на сайте <<Афиши>>, причем в него вошли не только традиционные кафе, но и киоск в торговом центре на <<Речном вокзале>>.

Спустя почти 10 лет после запрета на шаурму в столице, когда все ларьки внезапно стали продавать донеры и кебабы, это блюдо окончательно вернулось в быт молодежи. Точку в этом вопросе поставил экс-глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, который, говоря о планах по реконструкции ВДНХ, назвал её в одном ряду с хипстерскими митболами и фалафелем.

<<Там будет все: православие, «Тополя» и «Буки», шаурма, фалафель, митболы. То есть вот так вот. Добро пожаловать.>>