Кто такая Самал Еслямова, получившая приз Каннов за лучшую женскую роль в фильме о московских мигрантах

Даниил Александров Даниил Александров

Приз за лучшую женскую роль на 71-м Каннском кинофестивале получила актриса из Казахстана Самал Еслямова, сыгравшая мигрантку в фильме <<Айка>> Сергея Дворцевого. Девушка уже не первый раз поднимается на сцену в Каннах, но в России о ней до вчерашнего дня мало кто знал.

В субботу 19 мая были объявлены имена лауреатов 71-го Каннского кинофестиваля. Работу российского режиссёра Кирилла Серебренникова, которого обвиняют в хищениях во время театрального проекта <<Платформа>>, фильм <<Лето>> отметили призом за лучший саундтрек. Автор музыки к <<Лету>> — Роман Билык (Рома Зверь), он же сыграл в фильме главную роль — советского рок-музыканта Михаила Науменко (Майка).

Приз за лучший фильм достался японскому Хирокадзу Корээда (<<Семейная история>>), гран-при получил американец Спайк Ли (<<Чёрный куклуксклановец>>), приз за режиссуру — поляк Павел Павликовски (<<Холодная война>>). Один из главных призов — за главную женскую роль — имеет косвенное отношение к России. Его получила казахстанская актриса Самал Еслямова, выпускница ГИТИСа, снявшаяся в картине Сергея Дворцевого <<Айка>> о жизни мигрантки в Москве.

Самал Еслямова в фильме <<Айка>> (2018)

Фильм <<Айка>> снимали больше шести лет. Сценарий Геннадия Островского был написан и принят в 2012 году, после чего съёмки несколько раз начинались и откладывались, а затем продолжались несколько зимних сезонов подряд, рассказал сценарист МК. В работе над фильмом приняли участие российские, немецкие и китайские продюсеры. Оператором стала полячка Иоланта Дылевска, которая работала с Дворцевым на предыдущей его картине <<Тюльпан>>.

Фильм рассказывает о судьбе киргизской девушки по имени Айка, приехавшей в Москву. Главная героиня рожает ребёнка, которого не может оставить из-за тяжёлой жизненной ситуации, и убегает из роддома, бросив его. Фильм — рассказ о том, как она пытается выжить, заработать денег и вернуть своё дитя.

Самал Еслямовой 34 года. Она родилась в городе Петропавловске в Северном Казахстане в 1984 году. Впервые в кино попала в 19 лет, когда пришла на пробы к картине Сергея Дворцевого <<Тюльпан>> о жителях казахской степи. Дворцевой сам родился в Казахстане, в Чимкенте, а в 90-е стал известным российским режиссёром документального кино.

Самал Еслямова в фильме <<Тюльпан>> (2008)

Самал не собиралась становиться актрисой. Изначально она хотел стать журналисткой и поступала в университет в Астане, рассказывала она казахстанскому <<Каравану>>, но ей не хватило баллов. Тогда она пошла учиться в колледж искусств в Петропавловске.

На пробы в дебютный фильм Самал попала по объявлению. Студентка колледжа, придя в театр, увидела объявление о том, что <<Казахфильм>> набирает молодых женщин на роль в новом фильме. На пробах она заявила режиссёру Сергею Дворцевому, что рассчитывает только на главные роли.

В фильме <<Тюльпан>> она сыграла молодую замужнюю женщину, живущую в юрте. Жительница степей по имени Самал встречает из армии младшего брата и помогает ему найти свой путь в жизни. Картина снималась тоже несколько лет, во время съёмок в степи артисты жили в юртах при температуре до 45 градусов в тени. Фильм получил главный приз в программе <<Особый взгляд>> Каннского фестиваля в 2008 году и множество международных призов, а также был высоко оценён кинокритиками. После этого Самал рассказывала, что красная ковровая дорожка в Каннах <<очень мягкая>>.

После съёмок в <<Тюльпане>> Самал поступила в ГИТИС и окончила его в 2011 году. Самал Еслямова живёт в Москве, говорит по-русски (на церемонии вручения приза в Каннах она по-русски обратилась к Дворцевому со словами благодарности).

Критики высоко оценили работу Самал Еслямовой в <<Айке>>. Станислав Зельвенский в <<Афише>> называл её <<безусловно впечатляющей>>. Антон Долин в <<Медузе>> написал, что актриса <<творит что-то невиданное>>.

Такой степени подлинности, сдержанной боли и энергии в отечественном кино не было давно — возможно, никогда.

А вот как зал в Каннах встретил Самал Еслямову, когда её объявили лучшей актрисой 2018 года.

Фильм <<Айка>> приняли в основной конкурс Каннского фестиваля ещё до того, как он был закончен. Отборочная комиссия приняла решение пригласить Дворцевого в Канны, посмотрев 40 минут рабочего монтажа. Картина дорабатывалась вплоть до дня премьеры. До сих пор такое случалось только с режиссёром Вонгом Кар-Ваем, который привёз фильм на фестиваль уже после начала, и ради него переделали расписание показов.

Самал любит Россию и Москву, но мечтает ещё вернуться в Казахстан. По её словам, она любит свою малую родину, Северо-Казахстанскую область, считает её очень красивой. Кроме того, в планах Самал завести семью: до сих пор этому препятствовали тяжёлые съёмки.

Вот как выглядит небольшой фрагмент из фильма <<Айка>>.

Подчёркнуто политически корректный в своём выборе фильмов для конкурса Каннский фестиваль вызывает в последние годы нарекания за сексистскую политику в отношении зрителей и гостей. Так, с 2016 года не прекращаются протесты против правила, согласно которому женщины могут пройти во Дворец фестивалей на киносмотры только на высоких каблуках. В знак протеста актриса Кристен Стюарт в этом году даже демонстративно стянула с себя лабутены прямо на красной ковровой дорожке и под вспышки фотокамер поднялась в зал босиком.

Недавно с народом, причём с российским, сблизилась французская и голливудская актриса Ева Грин. В апреле и мае этого года в инстаграме стали появляться многочисленные фото звезды в странных местах — в магазинах типа <<Пятёрочки>>, в алкомаркетах и старых советских гостиницах. Что ж, это часть работы, если ты снимаешься в фильме о космонавтах в Подмосковье.