Могут ли компьютерные игры поднимать сложные темы? Боевой офицер считает, что да, и ему есть о чём рассказать
Боевой офицер подробно и во всех деталях разобрал компьютерную игру Spec Ops: The Line с точки зрения психологии поведения солдат и командиров. Как выяснилось, в шутере 2012 года поднимаются очень серьёзные и глубокие темы, которые часто замалчиваются.
В понедельник, 17 февраля, на популярном игровом канале TVG вышел ролик, в котором российский офицер-психолог и ветеран боевых действий под ником Osyris (своё настоящее имя он предпочёл не называть) поделился экспертным мнением о реалистичности поведения солдат и командиров в шутере Spec Ops: The Line.
Если постараться припомнить самое распространённое психическое заболевание видеоигровых персонажей, то это, без сомнения, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Сейчас многие считают, что первая игра, показавшая истинную психическую болезнь и травму, — это Hellblade: Senua’s Sacrifice. По мнению психолога, это не совсем верно: зачатки были ещё в American McGee’s Alice. Но до Spec Ops: The Line никто не ставил болезнь во главу сюжета и судьбы главного героя в реалистичных декорациях.
Но сначала офицер решил немного пройтись по геймплею игры. Многие думают, что военные с отвращением смотрят на аркадные шутеры вроде Borderlands, Doom или того же Spec Ops, а вот симуляторы вроде Arma 3 или Escape from Tarkov уважают и любят. В реальности предпочтения ровно обратные.
Военные часто и много стреляют из реального оружия. Поэтому любая симуляция вызывает скорее отвращение, чем восторг. Твои руки помнят, как быстро перезаряжать магазин, и ты на уровне мозговой подкорки знаешь, что и где лежит в подсумках. И тут видишь [игровой] инвентарь. Диссонанс. Постоянно присутствует ощущение, что тебя пытается обмануть очевидный мошенник, который даже не скрывает своей сути. С другой стороны, аркадные шутеры прямо кричат, что они про веселье. Наш клиент (Spec Ops: The Line) — середина на половину. Визуал намекает на псевдореализм, но механика боёв максимально упрощена.
Осторожно, дальше спойлеры!
По сюжету Spec Ops: The Line Дубай был практически уничтожен чередой песчаных бурь. Чтобы помочь с эвакуацией города, в город направили 33-й батальон Армии США, который со временем перестал выходить на связь. Напоследок командование получило только одну странную передачу от командира подразделения — полковника Конрада.
Чтобы выяснить, что случилось, туда дополнительно направили отряд <<Дельта>>. В него входят капитан Уокер, у которого, по мнению ветерана, уже наблюдаются зачатки ПТСР, лейтенант Адамс и сержант Луго.
В сюжете игры, главным героем которой как раз выступает командир отряда Уокер. Офицер выделил 2 ключевых момента, отразившихся на психическом состоянии персонажа.
1. Падение и удар головой.
В заставке капитан Уокер падает с большой высоты и получает сильную травму головы. По мнению мужчины, это можно считать одним из ключевых триггеров, который стал первым шагом для сумасшествия протагониста.
2. Миномёт с белым фосфором.
Чтобы прорваться через окружение, отряд <<Дельта>> решает использовать миномёт с белым фосфором. При обстреле один из снарядов попадает в толпу задержанных мирных жителей. Как считает ветеран, этот эпизод можно считать началом безумия персонажа. В дальнейшем его реплики становятся гораздо агрессивнее и отрывистее, жестокость начинает туманить его рассудок. Также капитан начинает видеть галлюцинации. В ролике офицер выразился так:
Чувство вины, помешанное с черепно-мозговой травмой, — тот ещё коктейль.
Позже Уокер находит рацию, по которой с ним связывается полковник Конрад. Он становится основной целью капитана и его отряда до конца игры.
В результате он находит полковника, и тут вскрывается главный сюжетный твист, достойный М. Найта Шьямалана, — Конрад был мёртв ещё до начала игры. Всё это время Уокер общался по рации с галлюцинацией.
По словам военного, на тот момент у капитана уже был ПТСР, сильная травма мозга и шоковое состояние из-за того, что он натворил. Заместить воспоминание о том, как он случайно убил мирных жителей миной с фосфором, он не может, ведь прошло слишком мало времени. Поэтому подсознание Уокера создаёт галлюцинацию, которая впитывает негатив всех его поступков. Так, в своих глазах, он может выглядеть не убийцей гражданских, а героем.
В итоге капитан встаёт перед выбором: навсегда освободиться от иллюзии или принять вину за совершённые преступления и попытаться жить дальше. Но всё зависит от решения игрока.
Чаще бывает, что игры порождают не философские дискуссии, а недовольство геймеров. Релиз Warcraft III: Reforged оказался настолько неудачным, что игроки начинают разочаровываться в некогда любимой игровой серии. А всё из-за огромного количества багов и невыполненных обещаний.
Но всегда найдётся место и для чего-то положительного. Девушка разыграла в Sims 4 увлекательную историю о бездомной по имени Бетти, за которой следи тысячи пользователей твиттера.