Владелец аэропорта Домодедово задержан сотрудниками СКР

TKSAG TKSAG

Основной владелец аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик задержан в рамках расследования уголовного дела против бывших руководителей предприятия — Светланы Тришиной, Андрея Данилова и Вячеслава Некрасова, связанного с терактом 24 января 2011 года.

Как сообщает Следственный комитет России, Каменщику предъявлено обвинение по статье 238 УК <<Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц>>.

<<Каменщик, Тришина, Некрасов и Данилов внедрили новую систему досмотра на входах в аэровокзальный комплекс, что привело к увеличению степени уязвимости аэропорта и вследствие этого оказание услуг в области гражданской авиации, не отвечающих требованиям безопасности. В результате этого, в январе 2011 года Магомед Евлоев беспрепятственно прошёл в здание аэровокзального комплекса международного аэропорта «Домодедово» со спрятанным под одеждой взрывным устройством и произвёл его подрыв>>.

Следствие намерено ходатайствовать об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

В среду 17 февраля Дмитрий Каменщик провёл пресс-конференцию, в ходе которой ответил на претензии следствия по делу о теракте, сообщал РБК. Он заявил, что арестованные 9 февраля менеджеры невиновны, и сообщил, что сам может стать обвиняемым.

24 января 2011 года в аэропорту Домодедово произошёл взрыв. Бомбу привёл в действие террорист-смертник Магомед Евлоев. В результате взрыва погибли 37 человек. В июне 2015 года Следственный комитет возбудил уголовное дело против топ-менеджеров аэропорта, посчитав, что они не обеспечили надлежащий досмотр пассажиров.

Осенью 2015 года в интервью Forbes Каменщик объяснял, почему в новом, втором по счёту уголовном деле против менеджмента Домодедово есть логическая ошибка и оно должно быть закрыто. 238-ая статья предполагает, что смерть наступила в результате оказания услуг. Но в 2011 году аэропорт не имел права оказывать услуги по досмотру пассажиров на входе в терминал.

<<До 2014 года, когда соответствующий федеральный закон появился, только полицейский на основании закона о полиции мог на входе в терминал остановить гражданина, который показался ему подозрительным, и досмотреть его. На этом строится уверенность в прочности нашей правовой позиции>>.

До этого СКР уже возбуждал дело по статье <<Нарушение транспортной безопасности>>, но оно было закрыто ещё до появления конкретных обвиняемых, поскольку в нём не было и не могло быть состава преступления (теракт не может быть следствием нарушений при оказании транспортных услуг как таковых).

В 2015 году Forbes оценивал состояние Дмитрия Каменщика в $3,8 миллиардов, предприниматель занимал 27-ю строчку в рейтинге богатейших людей России. До 2011 года имена конечных владельцев аэропорта Домодедово официально не назывались, но после того как президент Дмитрий Медведев высказал недовольство тем, что одним из крупнейших авиаузлов владеет неизвестно кто, акционеры частично вышли из тени.

<<У нас периодически невозможно отыскать даже собственника крупного аэропорта>>, — сказал Медведев.

После этого единственным бенефициаром офшорной компании DME Limited, которой принадлежали все компании, управляющие инфраструктурой и недвижимостью аэропорта, был объявлен председатель совета директоров Дмитрий Каменщик. DME Limited планировала провести размещение акций на бирже, однако этого не произошло, и акции аэропорта были переданы в кипрский офшор Verulia.  Некоторые участники рынка утверждали, что основным акционером Домодедово на самом деле является председатель наблюдательного совета аэропорта Валерий Коган. Официально эта информация не подтверждалась.

С 2011 года в прессе регулярно появлялась информация о том, что Дмитрий Каменщик ищет покупателей на аэропорт, который оценивает приблизительно в $4 миллиарда.