Вирусный статус в фейсбуке, в котором автор предлагает решить логическую задачку в виде картинки с яблоками, бананами и кокосами, снова разделил пользователей социальных сетей на несколько непримиримых лагерей. Почему люди так охотно ввязываются в споры о решении детских головоломок?
Эту задачку три недели назад
Выглядит задача вот так:
Сотни, если не тысячи перепостов пришлись на Россию. В основном люди дают четыре варианта ответов: 14, 15, 16 и 20. Некоторые резонно заявляют, что у задачи не может быть однозначно верного решения, только интуитивное (а значит зависящее от личных вкусов отвечающего), поскольку нарисованное можно интерпретировать по-разному. Это не мешает в комментариях <<сшибаться лбами>> тем, кто уверен, что его ответ единственно верный.
У одних логика такая. Одно яблоко, очевидно, <<равно>> 10. Если к нему <<прибавляются>> две связки бананов и получается 18, то бананы <<равны>> 8, а одна связка <<равна>> 4. Бананы <<минус>> две половинки кокоса <<равно>> 2, значит, кокосы <<равны>> 2. Тогда кокос, банан и яблоко вместе дают 16. Другие указывают, что кокосы прибавляются половинками. Третьи обращают внимание ещё на то, что бананов в связке может быть 4 или 3. Последние и дают ответ <<14>>.
Как ни странно, ответ <<14>> — далеко не самый популярный. Вот, например, что показывает
Люди спорят до виртуальной хрипоты, называя друг друга нехорошими словами. Просто вчитайтесь, до каких нюансов доходит аргументация. Вот, например,
<<Я за то, что задача решения не имеет, потому что две части кокоса не равны на предыдущей картинке. Если вычитаются обе части кокоса, то, поскольку они составляют один целый кокос, то вычитается весь кокос целиком. Когда же в уравнении присутствует всего одна часть, то она, по замыслу составителей, является половинкой. Но это никак не следует из предыдущей картинки, где эта часть кокоса явно больше, чем другая>>.
Эээ… Что?
Это далеко не первая детская задача, которая заставляет взрослых людей, у многих из которых есть работа, домашние дела, да и вообще, казалось бы, другие интересы в жизни, зависать в социальных сетях и оставлять множество комментариев. Буквально только что журнал National Geographic увлёк всех дремучим баяном под названием <<Куда едет автобус>>.
Вот он:
Дети обычно не задумываются над ответом. Англичане и японцы говорят <<направо>>, американцы, китайцы, русские и все остальные, в странах которых машины имеют руль с <<правильной>> стороны, говорят <<налево>>. Двери же не видно, значит, она на противоположной стороне. Взрослые ставят сами себя в тупик, потому что, <<испорченные>> образованием, поднимаются на высокий уровень абстракции. Дескать, двери могут быть где угодно, их может вообще не быть. Картинка воспринимается как схема движения, а не рисунок конкретного автобуса, поэтому ставит в тупик.
Несколько лет назад общественность перепахали одна за другой две школьные задачи.
Одна была якобы из украинского учебника математики и представляла собой вариацию на тему классической задачки из учебника Перельмана про кирпич и полкирпича. Оригинал звучал так:
<<Кирпич весит 1 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич?>>
Современная версия звучала чуть изощрённее (видимо, составителям показалось, что про кирпич слишком просто — но как они ошибались!).
<<Масса торта составляет 4/5 кг и ещё 4/5 его массы. Сколько весит торт?>>
На форуме, где эта задача нашла своих поклонников впервые, она собрала около тысячи комментариев. В соцсетях их, вероятно, были миллионы. Основных версий звучало три: 1) 4 кг, 2) 1440 г, 3) задача не имеет решения. Люди виртуально были готовы убить друг друга. Презрение лилось рекой. Вот только
— Тут, похоже, опечатка … задача в любом случае некорректная. Масса не может быть одновременно и 800 гр и 1440 гр. (Константин, высшее образование).
— Как может предмет весить столько-то кг и ещё 4/5 его веса? Это же абракадабра. Как человек может быть ростом 170 см и ещё 4/5 его роста? (Сергей, два высших образования, экономическое и юридическое, работает советником городского главы).
— В условии задачи написано: масса торта составляет 4/5 килограмма и ещё 4/5 его массы. Его, значит, торта. То есть мы имеем некую массу торта. Которую мы не знаем, но нам нужно знать её 4/5, чтобы знать массу торта. Потому что масса торта, по условию, 4/5 килограмма + 4/5 от некоего икса, который = массе торта. Вот в чём фокус. В таких случаях можно писать цифру хоть 100500 грамм или килограмм, или тонн. Потому что задачу составлял идиот. (Кирилл, высшее образование).
— Это бред. Как узнать массу торта, если нужно к 800 граммам добавить 4/5 от массы торта, которая неизвестна! То есть x= 800+4/5x. Весь ответ. Согласно этим условиям, решения нет. (Сергей, замначальника Приднепровской железной дороги).
— Прочитал комменты и теперь совершенно не удивлён, почему страну 23 года грабили, но никто этого не замечал. Удивлён тому, как люди школу закончили. Переведите дроби в проценты, вооружитесь калькулятором (если в уме сложно). 80% от 1000 = 800 и ещё 80% от 800 = 640. Предлогом <<и>> автор показывал сложение. 800 + 640 = 1440. (Александр, высшее образование).
— ОГРОМНОЕ, просто ОГРОМНОЕ спасибо тем, кто насчитал массу торта на 4 кг.))))) Спасибо им за энтузиазм, за убеждённость и напор при отстаивании своей точки зрения)))) Правильный ответ всё же 1 кг 440 гр — это больше задачка на внимание и логику, чем на <<а теперь приводим обе части к общему знаменателю>>. Давно так не смеялся))))))) (Кирилл, работает в новостном агентстве).
Как вы, наверное, уже поняли, задача решается линейным уравнением x = 0,8 + 0,8x, и торт весит 4 кг.
Другая громкая история связана с примером на умножение для начальной школы. Кто-то из родителей опубликовал на форуме две фотографии: условие задачи из учебника и решение в тетрадке своего ребёнка с поправкой учителя.
Тут случилось страшное. Сначала все смеялись над учителем, пока не нашёлся кто-то, кто сказал, что его тоже именно так и учили. То, что мы хотим получить в ответе, должно стоять в примере на умножение первым. Если это литры, то литры должны стоять впереди. Если же покупатели, то в ответе получатся покупатели!
Тысячи перепостов, перепечаток, миллионы комментариев, триллионы истраченных нервных клеток.
Почему люди ведутся на детские задачи, а потом с пеной у рта доказывают свою правоту, даже тогда, когда, кажется, вся логика мира — против них? TKSAG обратился с этим вопросом к научному журналисту Асе Казанцевой, автору книг <<Как мозг заставляет нас делать глупости>> и <<В интернете кто-то неправ!>>. Ася объясняет поведение людей в интернете поиском <<когнитивной лёгкости>>.
<<Когда мы видим то, что ожидаем увидеть, то, что кажется нам привычным и знакомым, это доставляет нам удовольствие. И, что ещё важнее, мы чувствуем, что всё идёт правильно. Это очень важный адаптивный механизм. Животным он позволяет не находиться всё время в состоянии стресса>>.
Вероятно, это подталкивает нас к решению школьных заданий, попадающихся в соцсетях, или к отгадыванию детских загадок. Они кажутся нам хорошо знакомыми, и мы даём на них ответы по привычным шаблонам. В статье приведены два разных типа задач, объясняет Казанцева. Одни мы любим ещё и за то, что они смешные, а другие — за то, что, как нам кажется, позволяют демонстрировать умственные способности.
<<Есть задачки абсурдные, нерешаемые в рамках нормальной логики — вероятно, сложение кокосов и бананов из этой серии. Они нам нравятся в качестве примеров юмора, потому что юмор — это всегда возможность безнаказанно нарушить суровую логику реальности. А с задачками типа „куда едет автобус“ всё просто: мы любим быть умными, мозг нас вознаграждает удовольствием за инсайт в тот момент, когда мы её решаем>>.
Найдя своё, то есть верное, решение, люди продолжают упорствовать и утверждать, что торт весит 1440 граммов, хотя оппоненты очень убедительно доказывают обратное. Или не очень убедительно?