Бельгийский бар просит каждого посетителя сдать один ботинок. Это помогает заведению экономить на бокалах

Дмитрий Степин Дмитрий Степин

Владельцы бара в Бельгии ввели необычную политику по борьбе с не очень честными клиентами: каждый, кто хочет заказать пива, должен сдать один свой ботинок в качестве депозита. Когда клиент покидает заведение, ботинок ему, конечно, возвращают. Система стала своеобразной визитной карточкой бара, но главное — она помогает владельцам серьёзно сэкономить.

Бельгийские бары популярны как среди местного населения, так и среди туристов, но есть одна напасть, сильно затрудняющая их работу, пишет The Guardian. Многие посетители, особенно туристы, забирают с собой фирменные пивные бокалы. По словам Филипа Маэса, владельца одного из баров в городе Брюгге, только в его заведении пропадали десятки стаканов в день.

Мы оставались без четырёх тысяч бокалов ежегодно. По какой-то причине некоторые посетители считают, что если они заплатити за напиток, то бокал можно забрать в качестве подарка.

Филип нашёл решение: на дно каждого бокала установили магнитную метку, как на товары в магазинах. Такая система довольно дорогостоящая — она стоит около четырёх тысяч евро, — но у него был пивной магазин при баре, и детекторы на выходе были уже установлены. Ликвидировать кражи полностью не удалось, но теперь они стали скорее исключением из правил.

Но Филип мог бы обойтись без затрат на лишние метки и просто последовать примеру Алекса Девриндта из Гента, городка в пятидесяти километрах к востоку от Брюгге. Бар Алекса предлагает пятьсот сортов пива, но есть одно условие: клиент должен сдать свой ботинок, когда заказывает напиток. Все ботинки складывают в специальную корзину, которую затем подвешивают к потолку. Когда клиент уходит, ботинок ему возвращают.

Большинство посетителей такие правила веселят, а корзина с обувью уже стала отличительной чертой бара и чем-то вроде местной достопримечательности. В отличие от баров Брюгге, где бокалы бесплатно предоставляет пивоваренная компания и их сохранение — в первую очередь вопрос этики, в заведении Алекса используются уникальные бокалы, сделанные на заказ, и стоят они довольно дорого. Лишиться их — не такая большая потеря, какую перенёс бар в Копенгагене, где украли дорогую и знаменитую бутылку водки, даже попавшую в известный сериал, но убытки всё равно заметные.

По словам Алекса, стопроцентной эффективности его системы добиться так и не удалось, но это не потому, что она плохо работает, а потому что слишком много туристов хочет увезти с собой частичку бельгийской атмосферы. В целом большинство стаканов теперь удаётся сохранить.

Нам приходится пополнять запасы каждый день. Туристы просто хотят себе какой-нибудь сувенир. Некоторые даже пытаются стянуть винтажную рекламу у меня со стены. Зимой, конечно, пропадает больше, когда все укутаны в толстые пальто. Летом им сложнее что-то припрятать.

Странные правила в барах могут создать хорошую репутацию, как это произошло с баром Алекса, а могут наоборот вызвать недовольство потенциальных посетителей. Так было с заведением <<Континенталь>>, владелец которого решил запретить раздражающие слова-паразиты. А в Японии в одном из баров придумали необычный способ завлекать клиентов, идущих мимо по улице: через окно видно красивую девушку у барной стойки. Правда, она ненастоящая.