<<Не половой акт, а секс>>. Сайт <<Такие Дела>> учит выражаться корректно, но многие эту попытку не заценили

Анна Луганская Анна Луганская

Сайт <<Такие Дела>> выпустил специальный словарь, в котором рассказывается, как правильно говорить о сексе, гендере, расе, заболеваниях и других щекотливых темах. Но некоторые статьи этого словаря вызвали у пользователей интернета искреннее возмущение и/или нервный смех.

В понедельник, 15 апреля, <<Такие Дела>> — информационный портал благотворительного фонда <<Нужна помощь>> — опубликовали в твиттер-аккаунте ссылку на свой новый проект — словарь <<Мы так не говорим>>.

По ссылке можно прочитать о том, для чего создавался этот словарь.

Известный нам язык — это часто язык вражды. Многие люди — равно как и СМИ — спокойно говорят и пишут «бомж», «колясочник», «прикован к постели», «шизофреник», «гомосексуалист», не имея в виду ничего плохого. Но эти и другие слова уже стали обидными, они отражают пренебрежительное отношение общества к самым разным группам людей, которые в чём-то «не такие, как все».

При создании словаря авторы общались <<со специалистами в разных социальных областях, с лингвистами и активистами>>, но сами признают: многие термины вызывали споры и должны восприниматься скорее как совет, чем как прямое указание.

Мы ничего никому не навязываем — мы лишь предлагаем задуматься о том, как мы говорим, почему мы это делаем и как это воспринимают другие.

Сейчас в словаре всего 102 определения. Среди них, например, вот такие:

Можно читать все слова подряд, можно вбивать их в поисковую строку, а можно смотреть по разделам: <<Заболевания и ограничения>>, <<ЛГБТ+>>, <<Психические расстройства>>, <<Секс>> и <<Социально уязвимые группы>>.

Авторы неоднократно подчеркнули, что словарь никому ничего не запрещает, а также разместили под текстом дисклеймер: <<Не все члены редакции «Таких дел» разделяют точку зрения экспертов>>.

Но многие пользователи соцсетей всё равно остались недовольны некоторыми статьями.

После этого авторы словаря даже отредактировали статью — добавили вариант <<темнокожий>>.

Откомментировали пользователи соцсетей и предложение отказаться от слов <<эпилептик>> и <<аутист>>.

Многих удивили слова, связанные с сексом. Например, некоторым показалось, что <<Такие дела>> что-то напутали, одновременно запретив и разрешив слово <<гей>>.

Впрочем, объяснение этой несостыковке было дано в самом словаре. Дело в том, что гей — это нормальный термин, но только если речь идёт о гомосексуальном мужчине.

Гей — это сексуальная ориентация, а МСМ определяет только практику, то есть конкретное действие. Мужчина, имеющий (или имевший) секс с мужчиной, необязательно гей, он может считать себя кем угодно и быть кем угодно: бисексуалом, гетеросексуалом (<<я экспериментирую>>), трансгендерным человеком, жертвой насилия (например, в тюрьмах) и так далее.

Примерно это же, но ещё проще объяснили и в твиттере.

Некоторые статьи рассмешили пользователей твиттера. Например, предложенная фемблогером Татьяной Никоновой замена слова <<влагалище>> на <<вагину>>. Автор объяснила это так:

В слове <<влагалище>> есть какой-то детерминизм — это что-то, куда нужно обязательно что-то вложить.

Вот только кое-чего Никонова не учла.

Развеселил комментаторов и другой совет Никоновой: больше никаких клиторальных оргазмов.

А ещё блогерша запретила <<девственность>>. Ведь это такой случай, когда слово есть, а вот явления нет.

Так что теперь девушкам лучше задавать такой вопрос:

<<Половой акт>> тоже отменила именно Никонова.

И её сразу заподозрили в двойных стандартах (или забывчивости).

Но особенно остро люди отреагировали на статьи, посвящённые словам <<проститутка>> и <<сутенёр>>. Выглядят они вот так.

Кому-то подобная замена показалась забавной.

Но других пользователей (вернее пользовательниц) соцсетей она задела за живое.

Отписалась даже одна из составительниц словаря — упомянутая выше Татьяна Никонова.

На эти упрёки <<Такие Дела>> пока не ответили, зато уже выпустили стикеры для телеграма по мотивам своего словаря.

Скачать их можно вот тут.

На самом деле, говорить о сексе, расе, болезнях и вообще всём, что связано с дискриминацией, и правда нужно осторожно. И филиппинские маркетологи с этим не справились — настолько, что оскорбили всю страну. А всего-то хотели рассказать о привилегиях светлокожих (и прорекламировать крем).

А вот рекламщики Gillette, похоже, наоборот, перегнули с толерантностью. Во всяком случае, так считают пользователи соцсетей. Ведь одно дело, когда компании выступают за бодипозитив, и совсем другое — когда пропагандируют болезнь.