Cтудентка нашла сбежавшего брата с помощью анализа данных его страницы <<ВКонтакте>>

Анастасия Кривец Анастасия Кривец

Студентка программы <<Прикладная математика и информатика>> во ВШЭ нашла сбежавшего из дома брата с помощью программы, созданной в рамках учебного задания. Девушка проанализировала список друзей подростка во <<ВКонтакте>> и вычислила, у кого из них он скрывается. 

1426100859_imagesbase-ru-1630

Девушка, названная Л., которая учится на программе <<Прикладная математика и информатика>> в НИУ <<Высшая школа экономики>>, рассказала, как с помощью учебного курса смогла найти брата, который сбежал из дома. Подросток оставил записку «Я сюда больше не вернусь, можете даже не пытаться меня найти» и выключил телефон, поэтому сестра решила проанализировать его список друзей во <<ВКонтакте>>.

Но друзей у него там было слишком много, чтобы проверить каждого. Как посчитали статистики, в среднем у каждого пользователя социальной сети около 150 взаимных подписчиков, в то время как в реальной жизни круг общения в пять раз меньше виртуального. Нужно было искать другой способ. В курсе «Комбинаторика» мы в том числе писали программу обработки, анализа и визуализации сети друзей <<ВКонтакте>>. Я решила посмотреть, смогу ли я что-то полезное извлечь из этого анализа, поскольку любая информация приветствовалась. студентка

С помощью программы девушке удалось выделить несколько групп друзей брата и определить связи между ними.

В смеси кластеров снизу находились школьные друзья, знакомые из других классов и другие люди, которые уже были известны Л. А вот зелёный кластер — это люди, которых сестра беглеца совсем не знала.

Сайт НИУ ВШЭ
Сайт НИУ ВШЭ

Поскольку всех школьных друзей подростка его родственники к тому моменту обзвонили, девушка сосредоточилась на группе незнакомых ей и связанных между собой пятерых друзей брата.

Сузив объём работ, я продолжила исследование, выделяя сообщества и высчитывая индексы влияния, показывающие, насколько влиятелен тот или иной человек относительно различных типов взаимодействия и распространения информации. студентка

Трое из пяти, по мнению студентки, могли предоставить информацию о том, куда пропал её брат: личность А — девушка, которая ввела подростка в эту компанию, личность Е, которую студентка определила как человека с мощными связями, через которого передаётся важная информация, и личность F — парня, который был связующим звеном между знакомыми из школы и <<плохой компанией>>.

На этом этапе я наконец решила начать переписку и связалась с личностями А, Е и F. Это было рискованно, но стоило попытаться. Личность F в итоге оказалась бесполезна, хотя во время общения продемонстрировала открыто враждебную позицию. Личность A предпочла меня проигнорировать. Личность E некоторое время утверждала, что ничего не знает, но после, в общем-то, безосновательного, но очень уверенного напора всё же признала, что брат находится в безопасности неподалёку. После этого было уже нетрудно опосредованно уговорить его выйти на связь сначала со мной, а потом уже и с родителями. студентка

После инцидента родители перевели парня в другую школу <<с уклоном в сторону развития творческого потенциала учеников и патриотического воспитания>>, а неблагонадёжных, по данным сестры, друзей подростку пришлось удалить.

В 2016 году в СМИ и соцсетях не раз всплывала проблема родительского контроля над подростками. После статьи <<Новой газеты>> о <<группах смерти>> появилась даже организация, которая якобы предотвращает детские самоубийства — родителей пугают, что их дети в опасности, если смотрят аниме, сохраняют картинки с шутками на тему атеизма и читают Бродского.

TKSAG поговорил с подростками, чтобы узнать, как они сами относятся к шумихе вокруг них, чем интересуются в интернете и сталкиваются ли с контролем родителей.